Выставочный зал
   ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ
   АНОНС ВЫСТАВОК
   ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
   АРХИВ ВЫСТАВОК
   АВТОРЫ
МУЗЕЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ   АРХИВ А.Д. САХАРОВА
   ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ >> Архив выставок >> Осторожно, религия!  

 

                                                           В прокуратуру ЦАО Москвы

                                                                      от  обвиняемого Самодурова Ю. В.

                                                                                      

                                                     ЗАЯВЛЕНИЕ

           

            Ранее я заявлял ходатайство о предоставлении мне дополнительного времени на ознакомление с делом, возможности получения консультаций специалистов, и выражал желание дать подробные показания по предъявленному обвинению. В настоящее время я отказываюсь от этого ходатайства, т.к. с делом я ознакомился, мною получены отзывы специалистов, которые я прилагаю к настоящему заявлению для приобщения к материалам дела. Считаю, что с моим делом все ясно, а потому давать развернутые показания, вступать в бессмысленный спор с экспертами я не хочу,  и решил ограничиться лишь некоторыми соображениями по предъявленному мне обвинению:

            Предъявленное мне следователем  Цветковым обвинение  о вступлении  в предварительный сговор с Зулумяном А.Г., Золян Н., Михальчук А.А., Василовской Л.В.  для совместной подготовки и проведения в Москве выставки, четкая концептуальная направленность которой состояла в публичном выражении в нагядно-демонстрационной форме унизительного и оскорбительного отношения к христианской религии в целом, а к православному христианству и Русской Православной Церкви в особенности …»  не подтверждается ни одним из известных мне обстоятельств.  Это обвинение абсолютно голословно,  ложно  и, я бы сказал, полностью высосано из пальца.

              Обстоятельства организации выставки «Осторожно, религия!» были   следующие:

         Руководитель выставочной группы Василовская в соответствии со своими обязанностями сообщила мне о предложении  Арутюна Зулумяна  организовать  и провести в выставочном зале музея выставку на тему о религии в сегодняшнем обществе,  а также о том, что Зулумян возьмет на себя хлопоты и ответственность куратора выставки и что финансовой поддержки для этой выставки от музея не требуется. Я  попросил Василовскую передать Зулумяну, что тема  выставки интересна для музея,  но что прежде чем мне ответить «да» или «нет»,  и чтобы  включить выставку в выставочный план  музея мне нужно получить от Зулумяна  письменную концепцию выставки, список предполагаемых участников и фотографии хотя бы основных экспонатов.

         Зулумян написал и через Василовскую  представил мне текст концепции. Я счел, что  этот текст не может служить концепцией, что он больше  похож на эссе на тему  о некоторых связанных с верой и религией вопросах и  дает представление прежде всего и главным образом  о безусловно добрых и хороших намерениях Зулумяна (этот текст был представлен на выставке наряду с текстами других участников и следователь был обязан его прочитать). Я сообщил Василовской свое мнение, что вряд ли Зулумян сможет  более ясно описать свой проект,  и что не имеет смысла просить его это сделать.  Исходя из того,  что предложенная Зулумяном  тема  выставки представлялась и представляется мне важной и интересной для музея,   и что в выставке, как сообщил Зулумян,  дали согласие участвовать много известных художников,  я – в соответствии с имеющимися у меня полномочиями -  решил (не требуя от Зулумяна более четкой концепции и без просмотра фотографий экспонатов, которые нельзя было на тот момент получить и посмотреть) включить  выставку в план работы музея и попросил Василовскую сообщить об этом Зулумяну.  Я также попросил Василовскую сообщить Зулумяну, что условия музея  следующие: 1) после осмотра выставки перед ее открытием  музей в лице его директора  оставляет за собой право снять те работы,  которые директор музея сочтет неуместными для показа, 2) выставка должна быть готова для осмотра директором музея за день-два до открытия, 3) отбор работ и приглашение художников – целиком задача и ответственность  куратора выставки Зулумяна,  4) музей обеспечит только  техническую помощь при развеске работ,  сделает плакат выставки, подготовит пресс-релиз выставки и разошлет его в СМИ.  Зулумян с этими условиями  согласился.  Позже, в процессе подготовки выставки я сам просил Зулумяна  передать художникам просьбу директора музея – написать  и вывесить в зале краткие комментарии к своим работам, разъясняющие их авторский замысел.

       С  Арутюном Зулумяном до открытия выставки я встречался два или три раза. Во время одной из встреч я сообщил ему, что написанный им ранее текст концепции выставки я, как директор музея, считаю недостаточно кратким и четким, чтобы представить  общий замысел выставки,  и потому я прошу  г-на Зулумяна  поместить его текст на выставке не от имени куратора, а в ряду с текстами нескольких других участников выставки (как выражение личного мнения  художника  о проблеме, которая его волнует в рамках заявленной темы выставки). В качестве же текста, официально -  от имени куратора и музея -  представляющего  посетителям выставки ее замысел, я предложил поместить пресс-релиз музея об этой выставке,  который я утвердил,  и который по моей просьбе подготовили сотрудники музея.  Г-н Зулумян согласился с этими предложениями. Во время встречи с г-ном Зулумяном я также выбрал из нескольких предложенных им вариантов названия выставки вариант «Осторожно, религия!», как наиболее точно передающий ее замысел. Слово «осторожно» имеет два значения:  «внимание, опасность!», -  когда речь идет о фанатизме, об эксплуатации религиозного чувства, о сращении религии с государством,  и т.д. и призыв  «будьте бережными, внимательными!», - когда имеете дело с верой людей в то, что, по их мнению,  лежит за пределами земной жизни (см. пресс-релиз выставки).  

           Что касается отношений с художниками, то организаторы выставки  - куратор  и директор музея (на этом основано мое отношение к представленной Зулумяном концепции выставки) – ставили своей задачей дать художникам возможность свободно выразить свое отношение  к тем аспектам религиозности и к тем аспектам деятельности религиозных институтов,  которыми художники сами заинтересуются и самостоятельно определят и выберут в русле темы указанной  в названии выставки и ее пресс-релизе.   Насколько мне известно, куратор принимал на выставку от ее участников  все или почти все предлагавшиеся ими работы, которые по мнению самих художников имели отношение к теме выставки.  При этом, как всегда бывает при организации крупных коллективных выставок многие участники услышали о предполагаемой выставке и ее теме не непосредственно от куратора, а  от своих коллег – «по цепочке». В частности, именно на этом основании следователь Цветков, необоснованно  и ошибочно считает, что художница А.Михальчук являлась одним из организаторов выставки.  Если принять логику следователя Цветкова,  в организаторы выставки «Осторожно, религия!» следует «записать» почти всех ее участников, потому что каждый из художников, наверняка, сообщил  о планируемой выставке кому-то из коллег, а кто-то из них  решил принять в этой выставке  участие. 

         Других помимо упомянутых выше контактов с  г-ном Зулумяном, а также контактов с обвиняемыми следователем Цветковым в сговоре со мной  участниками выставки   Михальчук и Золян я до дня открытия выставки  не имел. 14 января 2003 г., за час – полчаса до открытия  выставки  (раньше она была не готова) я осмотрел ее в присутствии Зулумяна. Вероятно,  в зале  в это время были Золян и  еще несколько  участников выставки. При этом я  сознательно, под свою ответственность,  решил, что следует и можно показывать все представленные на выставке работы (экспонаты) и дал разрешение  пускать на выставку прессу и публику. Я счел это возможным потому, что не предполагал (и не предполагаю сегодня) ни у кого из участников выставки «Осторожно, религия!»  намерения и желания оскорбить представленными на выставке работами кого бы то ни было, и исходил при этом из того,  что и директор музея  и посетители выставки должны постараться понять и разобраться в замысле тех работ, которые кому-либо (мне в том числе)  с первого взгляда могут показаться  шокирующими  (о своем понимании таких работ я написал в статье «О выставке «Осторожно. религия!» и ситуации вокруг нее», которая помещена на сайте музея и центра имени Андрея Сахарова).  Как  директор музея я считал и считаю, что художники и музей имели и имеют полное право на  демонстрирование экспонатов, которые могут быть негативно восприняты верующими (а также и неверующими людьми) из-за того, что   эти  экспонаты выражают отнюдь не благоговейное, а критическое отношение их авторов к религии или к Русской Православной церкви, в частности.   Я не считал и не считаю оскорблением чувств верующих  показ в выставочном зале (т.е. в не церковном, а в специально предназначенном для выставок светском помещении) работ,  в которых религиозные символы понимаются и интерпретируются не так, как это принято в церкви.  Я  разделяю и поддерживаю критическое отношение к многим сторонам деятельности сегодняшней православной церкви, как  гражданского института, а именно – к проявлениям коммерциализации и политизации церкви, к наметившимся  претензиям  церкви  на то, чтобы православие стало для России государственной идеологией, к претензиям  церкви на  обладание истиной в последней инстанции, к проявлениям   нетерпимости  к критике в свой адрес.  Но  наша критика этих сторон  деятельности церкви, как я об этом уже писал, ничего общего не имеет с ожесточенной и обусловленной атеистическими мотивами борьбой против церкви и против верующих, которая велась в СССР, так как для меня  церковь – один из значимых и уважаемых институтов демократического и  плюралистического гражданского общества.

      Что  касается  участия в организации и  подготовке выставки руководителя выставочной группы музея Л.В. Василовской, то после того, как она передала  мне текст концепции и список участников выставки подготовленные  Зулумяном и после того, как я включил выставку в план музея,  я поручил Василовской  обеспечить  техническую  помощь куратору при развеске экспонатов,  поручил ей принимать от   участников выставки экспонаты (в чисто техническом смысле), если художники  их привезут  в отсутствие Зулумяна,   и поручил ей осуществлять  «нажим» на Зулумяна  в отношении того, чтобы он подготовил выставку для предварительного осмотра директором музея  за день-два до ее открытия (о чем я написал выше). Как активный и ответственный человек и сотрудник Л.В.Василовская, естественно, считает себя наравне со мной  и куратором  лицом отвечающим за организацию и проведение выставки «Осторожно, религия!», но  при организации  данной выставки ей были мной поручены и она выполняла  только технические задачи (при организации выставок, куратором которых являются не сотрудники музея, а другие лица – это обычная для нашего музея практика).

 

Я поддерживаю заявленное моими адвокатами ходатайство о прекращении дела и заявляю о своей готовности подписать протокол об ознакомлении с делом.

 

Приложение 1 – отзывы специалистов на заключение комплексной экспертизы:

 

  1. Бажанов Л.А., искусствовед, член Академии художественной критики, Московского союза художников, Государственной экспертной комиссии Министерства культуры РФ, Комиссии по монументальному искусству Московской городской думы, художественный руководитель Государственного центра современного искусства (на 4-х листах);
  2. Кикодзе Е.Э., искусствовед, куратор, член АИС (Ассоциации искусствоведов России) и AICA (Международная ассоциация современного искусства); Шабельников Ю.Л., художник, произведения которого находятся в собрании ВМО «Государственная Третьяковская Галерея», Государственного Русского музея, частных собраниях в России и за рубежом (на 9-ти листах);
  3. Пелипенко А.А., ведущий научный сотрудник отдела теории искусства Государственного института искусствознания, доктор философских наук, кандидат искусствоведческих наук (на 2-х листах);
  4. Гиренко Н.М., ст.н.с. Музея антропологии им. Петра Великого РАН (на 9-ти листах),
  5. Ерофеев А., кандидат искусствоведения, зав.отделом новейших течений Третьяковской галереи (на 3-х листах);
  6. Гудсков Н.Л., Координатор Общественного Экспертного Совета, преподаватель Государственного университета гуманитарных наук (на 19-ти листах);
  7. Левада Ю.А., доктор философских наук, профессор (на 8-ми листах);
  8. Фурман Д.Е., профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Европы РАН (на 3-х листах);
  9. Стефаненко Т.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (на 2-х листах);
  10. Яковенко И.Г., доктор философских наук, кандидат культурологии, главный научный сотрудник Института Социологии РАН, профессор кафедры Теории и истории культуры РГГУ, член Бюро Научного Совета «История мировой культуры РАН (на 2-х листах);
  11. Байтов Н., сотрудник Центра им.Зверева (на 16-ти листах)

 

Приложение 2 – статьи в СМИ о выставке «Осторожно, религия!», излагающие иную точку зрения, чем приобщенные к делу публикации:

 

  1. Варфоломеевский день (www.globalrus.ru , 25.01.03), Ипполитов А.(на 2-х листах).
  2. Осторожно, правоверные! (Эксперт, № 3, 27.01.03),  Попова Ю. (на 1 листе).
  3. Осторожно, религия! - Осторожно, культура! (www.portal-credo.ru) (на 1 листе).
  4. Навстречу 1913-му (Еженедельный Журнал, 28.01.03), Панов А. (на 1 листе).
  5. Православие и нитроэмаль (Иностранец, 28.01.03 № 2). Алексеев Н.. (на 1 листе).
  6. The church in search of an ally. Latsis O. 21-27.02.03. The Russian journal. (на 1 листе).
  7. Церковь в поисках союзника. Лацис О.  03.03.03. www.portal.credo.ru. (на 2-х листах).

8.      Новое средневековье. Ипполитов А. 25-31 марта 2003 г., Московские новости, № 11. (на 2-х листах).

  1. Осторожно, искусство! Богдан Мамонов. Художественный журнал, № 50, май 2003, стр. 73. (на 2-х листах).
  2. Осторожно, выставка. Антон Трофимов. 18 авг. 2003, стр.77. Политбюро журнал.
  3. Art vs. Religion: Whose Rights Will Come First? Steven Lee Myers. "NEW YORK TIMES INTERNATIONAL", Tuesday, September  2, 2003 (факсовый экземпляртекст присланный из редакции) (на 4 листах).
  4. Russia: Artists Facieng Prison For Controversial, Religious-Themed Work. Sophie Lambroschini. Радио Свобода. 7.01.04. (на 2 листах).
  5. Охота на ведьм. Виктор Матизен. Русский курьер,  № 8, 20.01.04, стр.10(на 1 листе).
  6. Осторожно, религия! Православная церковь России атакует искусство и мечтает о власти. Соня Зерки. Перевод статьи из немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung (29.01.04). Эхо Москвы. 01.02.04. (на 4 листах).
  7. Demonstrativ. RuSland Kirche und die Kunst (Русская церковь и искусство). FAZ. 02.02.04. Saite 35(на 1 листе).
  8. Весна средневековья. В России учреждена инквизиция. Аркадий Ипполитов, Александр Тимофеевский. GlobalRus.Ru. 2.02.04. www.global.ru/opinions/136101/ (на 4 листах).
  9. Поход «крестоносцев». Георгий Целмс. Русский курьер. 16 февраля 2004 г., понедельник, стр. 1 и 10.  (на 2 листах).
  10. Священные символы против российских реалий. Серж Шмеман. Геральд Трибун. Публикация статьи на русском – Inoressa.ru. 20.02.04. www.inopressa.ru (на 2 листах).

 

Ю.Самодуров,

Директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова

 

2 марта   2004 года

 

 

<< Вернуться в список рубрик посвященных выставке "Осторожно, религия!"

 
 
 
 
 
 
 


© Сахаровский центр

Политика конфиденциальности

Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» (Сахаровский центр) решением Минюста РФ от 25.12.2014 года №1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента. Это решение мы обжалуем в суде.