Поиск по сайту
Андрей Дмитриевич Сахаров. Биография. Летопись. Взгляды
Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь

RSS.XML


Пожертвования









Андрей Дмитриевич Сахаров : Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды : Электронная версия


Фильм Мой отец – академик Сахаров :: открытое письмо Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту


 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
    Главная >> А.Д.Сахаров>>    
 

Борис Альтшулер. Выступление в Большом кремлевском дворце при вручении премии ФЕОР «Человек года 5769/2009» в номинации «Общественная деятельность»

20 декабря 2009 года в в Государственном Кремлевском Дворце состоялась седьмая церемония вручения ежегодной премии Федерации еврейских общин России «Человек года 5769». Символ премии — созданная скульптором Франком Мейслером статуэтка «Скрипач на крыше». Удостоенный премии в номинации «Общественная деятельность» известный правозащитник Борис Альтшуллер напомнил известные слова из Мишны о том, что спасая одного человека, ты спасаешь мир. Он также вспомнил, что для выдающегося правозащитника, академика Сахарова, 20-летие смерти которого отмечается в эти дни, люди также не делились на одних и других, кому помогать не надо. Он поблагодарил ФЕОР за награду и пообещал "ощущать ответственность с этим связанную". Б. Альтшуллер завершил свою речь призывом помогать детям и тем людям, которые хотя помочь детям, подчеркнув, что это особенно актуально во время Хануки – праздника добрых дел. (по сайту www.feor.ru)




Борис Альтшулер,
выступление в Большом кремлевском дворце при вручении
премии ФЕОР «Человек года 5769/2009» в номинации
«Общественная деятельность», 20 декабря 2009 г.
 
 
המאבד נפש אחת מאבד עולם מלא
המציל נפש אחת מציל עולם מלא
 
h’амеабэд нэфеш ахат меабэд олам малэ.
h’амациль нэфеш ахат мациль олам малэ.
 
Губящий одного губит весь мир.
Спасающий одного спасает весь мир.
(Мишна, «Санхедрин» - Справку см. в Приложении)
 
Эту фразу произносили судьи в судах древнего Израиля при рассмотрении дел об убийствах. Ее адресовали свидетелям, чтобы подчеркнуть степень ответственности момента. Смысл ее в том, что все люди произошли от одного человека Адама, а значит убивающий человека как бы убивает всех, т.к. покушается на сам принцип жизни.
Эта великая мудрость – жизнь одного человека и жизнь миллионов уравновешены на чаше весов - перекликается со знаменитым Федора Михайловича Достоевского «Счастье всего мира не стоит слезы ребенка».
 
Именно этот принцип сочувствия беде каждого отдельного человека, необходимости «спасательных» действий глобального порядка даже в, казалось бы, частных случаях лежит в основе правозащитного движения. Этот подход позволил человечеству отойти от края термоядерной пропасти. Для Андрея Дмитриевича Сахарова, которого я знал более 20 лет и грустную круглую дату со дня кончины которого мы отмечали на днях, не существовало безличного «и другие».
 
А что касается «слезы ребенка», то мы, вместе с моими дорогими соратниками в организации «Право ребенка», занимаемся этим в новой России уже 13 лет. Работаем как скорая помощь, как МЧС. А после того, как Президент Дмитрий Анатольевич Медведев своим Указом от 23 сентября утвердил меня членом Общественной палаты РФ, поток обращений резко возрос. И я должен авторитетно заявить, что в России очень много добрых, неравнодушных людей – и в обществе и во властных структурах, которые готовы помогать семье и детям. Но проблема в том, что эти люди на местах часто сталкиваются с непробиваемой стеной. И тогда они обращаются к нам, и мы им помогаем. А страна огромная, и я призываю объединить усилия в деле помощи детям России. Этот призыв особо уместен сейчас в связи с только что закончившейся Ханукой – светлым праздником добрых дел.
 
Я благодарю за высокую награду – звание «Человек года» и сознаю, что это одновременно и большая ответственность. Спасибо.

 
 
Пояснение при публикации
Авт. Дан Рогинский, Иерусалим.
 
Это фраза из Мишны, из трактата «Санхедрин, 4:5». (Мишна – древнейшая часть Талмуда, последний в значительной мере опирается на Мишну и разъясняет её).
В этом трактате разработаны основные аспекты уголовного законодательства; в той его части, где речь идёт о свидетелях по уголовным делам, содержится ключевое положение:
 
 
«Затем и создан Адам единым, чтобы показать тебе, что губящий одну душу считается как бы погубившим целый мир, а сберегший одну душу считается как бы сберегшим целый мир» («Санхедрин 4: 5»).
Другой перевод-пересказ: «Убить даже одного человека - все равно, что разрушить целый мир, и вина убийцы одного человека не меньше вины разрушителя целого мира. Так же и со спасением одного человека: это - то же самое, что спасти весь род людской
Вторую часть этого утверждения («сберегший одну душу считается как бы сберегшим целый мир») часто «повторяют» в современной ивритской жизни в сокращённом и упрощённом виде. Есть разные сокращённые варианты; самый краткий из них:
 
המציל נפש אחת מציל עולם ומלואו
h’амациль нефеш ахат мациль олам умлоо
Спасающий одного спасает весь мир
 
Комментарии:
Положение это, строго говоря, несет не правовую, а чисто этическую нагрузку, хотя оно и введено в сводку положений о свидетелях по уголовным преступлениям, – оно ясно воплощает тот талмудический подход, когда любое насилие над любой личностью есть удар не только по человечеству, но и по Богу, ибо человек создан по образу и подобию Божьему:
«Каждый человек обязан сказать: "Ради меня создан мир"» (Санхедрин, 4: 5 – тот же трактат).
Ущерб, нанесенный хотя бы одной личности, по Мишне, наносит непоправимый ущерб всему человечеству.
Важным принципом Мишны было то, что каждый человек является символом всего человечества, и, погубив одного человека, мы губим в известном смысле сам принцип жизни; если же кто-то спасает человека, то тем самым он спасает человечество(Джонсон П. Популярная история евреев, с. 178.).
 
Некоторые из многочисленных релевантных высказываний:
«Один человек равноценен всему мирозданию» - так сказано в трактате «Авот рабби Натана» (версия А, гл. 31), который представляет собой развернутый комментарий к мишнаистскому трактату «Пиркей Авот» (этической сердцевине Талмуда).
 Рабби Акива: «О пролившем кровь человеческую может быть сказано, что он преуменьшил образ Божий» (сократив число Его подобий).
 «Ненавидящий ближнего подобен проливающему кровь» (Талмуд, Ктубот 77).


В начало

Церемония вручения ежегодной премии Федерации еврейских общин России «Человек года 5769» на сайте www.feor.ru >>>>>





Читайте также на сайте:







    © 2001 - 2017 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.