Поиск по сайту
Андрей Дмитриевич Сахаров. Биография. Летопись. Взгляды
Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь

RSS.XML


Пожертвования









Андрей Дмитриевич Сахаров : Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды : Электронная версия


Фильм Мой отец – академик Сахаров :: открытое письмо Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту


 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
    Главная >> Проекты    
 

РИСУЕМ СУДОткрытый конкурс работ художников, иллюстраторов и комиксистов из зала суда над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым

Пресс-релиз конкурса

* Конкурс * Номинации * Призы * Жюри * История жанра * Организаторы * Партнеры * Отзывы прессы

Жанр зарисовок с судебных процессов появился в середине XIX века во Франции и быстро привился во многих странах, включая Россию. История российской юриспруденции была бы неполна без рисунков П. Пясецкого и В. Маковского с процесса по делу первомартовцев, без скетчей с процесса по делу Бейлиса, без графической серии «Обвинение», созданной Кукрыниксами по мотивам Нюрнбергского процесса. Зачастую один рисунок из зала суда может больше рассказать нам о прокурорах, адвокатах, судьях и фигурантах процесса, чем множество фотографий.

Судебный процесс по делу Михаила Ходорковского уже стал фактором новейшей истории России и продолжает привлекать внимание общества и средств массовой информации. Процесс вышел за рамки социального явления и оказался явлением культурным: с ним уже успели поработать не только журналисты, но и художники, поэты, писатели. Сам Михаил Ходорковский, находясь в заключении, продолжает поддерживать различные культурные организации и нередко выступает в качестве журналиста.

В последнее время участники культурного процесса становятся и ответчиками в суде. Громкие судебные разбирательства все чаще вынуждают творческих людей к деятельности в формате, который для них не органичен, — выступлениям в бумажных СМИ и Интернете, написанию открытых писем. Конкурс «Рисуем суд» и последующая за ним выставка — это цивилизованный и понятный способ разобраться с гетеротопией сегодняшнего российского суда и представить эти размышления зрителю, обратившись к суду над Ходорковским как к одному из важных событий современной российской действительности и как к очередному явлению в вечном взаимодействии человека и закона.

Устроители конкурса «Рисуем суд» рассчитывают, что работы художников, принявших участие в конкурсе, не просто докажут еще раз, что общество по-прежнему интересуется исходом процесса над Михаилом Ходорковским, но создадут убедительный и достоверный образ российского суда конца нулевых.

Конкурс ставит целью дать художникам возможность выразить любую политическую, эстетическую и этическую позицию, но прежде всего — соприкоснуться в зале суда с живой реальностью судопроизводства.

Конкурс

Конкурс ставит целью дать художникам возможность выразить любую политическую, эстетическую и этическую позицию, но прежде всего — соприкоснуться в зале суда с живой реальностью судопроизводства.

В конкурсе участвуют работы, опубликованные на веб-сайте «Рисуем суд» или на других конкурсных площадках в Интернете. Участие в конкурсе автоматически подразумевает ознакомление и полное согласие участников с правилами. Прием работ на конкурс осуществляется с 10 июля по 8 сентября 2009 года включительно.

Участники должны посетить открытый процесс по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Слушания проводятся по будням в Хамовническом суде (подробнее о том, как попасть на процесс).

Для регистрации на веб-сайте «Рисуем суд» и подачи работ на конкурс каждый участник должен ввести специальный код, полученный им в зале суда.

После посещения зала суда участники должны представить на конкурс работу (работы) в одной из нижеперечисленных номинаций. Копия работы должна быть размещена на сайте конкурса или на других конкурсных площадках в Интернете.

К началу

Номинации

Авторитетное жюри, в состав которого войдут деятели искусства, а также представители СМИ и бизнеса, изберет победителей в четырех номинациях:

- картина (работы без жанровых ограничений, выполненные маслом, акварелью, тушью, акрилом, пастелью, темперой на холсте, картоне, бумаге и других основах)
- судебная зарисовка (рисунки и наброски, выполненные в любой технике и на любой основе непосредственно в зале суда)
- карикатура (работы юмористического и сатирического характера, выполненные в любой технике и на любой основе, за исключением холста, — в том числе компьютерная графика)
- иллюстрация или комикс (работы, выполненные в любой технике, иллюстрирующие реальные или предполагаемые перипетии судебного процесса в формате иллюстрации или комикса)

Специальный приз конкурса — Выбор OpenSpace. На этот приз, предоставленный генеральным информационным партнером проекта, порталом OpenSpace.ru, могут претендовать работы из всех номинаций.

Еще один приз будет присужден работе, лидирующей по итогам пользовательского голосования.
Открытие выставки по итогам конкурса «Рисуем суд» состоится 15 сентября 2009 года

К началу

Призы

Победители конкурса в четырех номинациях, а также победитель пользовательского голосования, по давней российской традиции заграничных поездок на обучение художественному мастерству,
на неделю отправятся в Нью-Йорк.

К началу

Жюри

Ольга Лопухова — кандидат исторических наук, куратор, арт-менеджер. Член Ассоциации искусствоведов, исполнительный директор московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», исполнительный продюсер конкурса современного визуального искусства "Инновация", эксперт Фонда М. Прохорова.
Сергей Лукашевский — исполнительный директор Музея и общественного центра им. Андрея Сахарова.
Виктор Меламед — иллюстратор с 1997 года, преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна, создатель сообщества иллюстраторов «ЦЕХ», куратор московской галереи «ДОМ», колумнист.
Мария Степанова — главный редактор OpenSpace.ru, литератор, эссеист, поэт, критик, журналист. Автор шести книг. Лауреат премии журнала «Знамя» (1993), премии им. Бориса Пастернака (2005), премии Андрея Белого (2005), премии Московский счет (2009).
Хихус (Павел Сухих) — организатор фестиваля «КомМиссия», лидер объединения комиксистов «Люди мертвой рыбы».

К началу

История жанра

У судебных художников всегда было много работы: сначала за отсутствием фотографии, потом за недозволенностью ее в залах судебных заседаний, а потом — просто потому, что рисунки из зала суда нередко говорят больше, чем фотографии. Сейчас расцвет жанра миновал — спад начался после того, как в конце 1970-х суд во Флориде постановил, что в американских залах суда допустима фотосъемка. Однако и по сей день суд зачастую не готов рискнуть превращением процесса в реалити-шоу, и фоторепортеры допускаются в залы заседаний не всегда. Порой судебный художник работает в паре с судебным репортером, который выбирает, какую сцену художнику надлежит изобразить, но «желтого» репортерства в судебном рисунке практически не бывает — профессия не та. Очень деликатная работа. Легко понять, почему она предпочтительнее судебной фотографии.

Судебные художники пользуются разной техникой — от карандашных набросков до акварели. И с точки зрения жанров судебный рисунок тоже разнообразен — от портретов до бытовых сцен. Судебную живопись и судебное рисование объединяют не техники и жанровые нюансы, а обстоятельства рисования и определенным образом устроенный глаз, способный уловить и запечатлеть мимолетное.

Историю судебного рисунка можно, пожалуй, отсчитывать с Оноре Домье и его серии литографий «Служители правосудия» (1835—1848).

В России (потом в СССР, потом опять в России) художников начали допускать к работе в судах в середине XIX века. На процессе по делу первомартовцев в 1881 году рисовали врач и путешественник Павел Пясецкий, художник-передвижник Владимир Маковский и полицейский художник А. Насветевич. Сохранились зарисовки с судебного процесса по делу Бейлиса.

Знаменитая картина маслом «Конец. Последние часы в ставке Гитлера» Кукрыниксов и их графическая серия «Обвинение» (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе) создавались по мотивам того, что художники увидели и услышали на суде над нацистскими преступниками. Рисовал нюрнбергских фигурантов и карикатурист Борис Ефимов («Нюрнбергская серия»).

В США своими судебными рисунками известны десятки крупных художников.

Американский художник-иллюстратор Лео Хершфилд (1904—1979) работал на процессах «Чикагской семерки», обвиненной в заговоре с целью мятежа; «Хэррисбёргской семерки» и «Гейнсвиллской восьмерки», выступавших против войны во Вьетнаме. Он рисовал на судебных заседаниях по делам педиатра и правозащитника Бенджамина Спока; Уильяма Кэлли, приговоренного к каторге за бойню во вьетнамской деревне Милай; Клея Шоу — единственного обвиняемого по делу об убийстве президента Джона Ф. Кеннеди; Джека Руби, обвиненного в убийстве Ли Харви Освальда; Артура Бремера, которого судили за покушение на убийство кандидата в президенты Джорджа Уоллеса; Джеймса Эрла Рея, убийцы Мартина Лютера Кинга-мл., и др.

Известный художник комиксов Дик Рокуэлл (1920—2006) рисовал на процессах по делам леворадикальной партизанской организации Weather Underground и Black Liberation Army.

Журналистка и художница Розали Риц (1923—2008) рисовала на процессах Патти Хёрст, примкнувшей к леворадикальной организации «Симбионистская армия освобождения»; на процессе Сирхана Сирхана, убийцы сенатора Роберта Ф. Кеннеди; на суде по делу Чарли Мэнсона, лидера коммуны, ответственной за убийство актрисы Шэрон Тейт, и на процессе «черных пантер» — Анджелы Дэвис и Хьюи П. Ньютона. Вместе с Розали Риц Чарли Мэнсона, Патти Хёрст и Сирхана Сирхана рисовал Билл Линьянте.

Полетт Фрэнкл работает в суде по сей день; помимо прочих, она изображала процесс по делу об убийстве владельца казино Теда Биниона, суд над американским юристом и правозащитником Дж. Тони Серра и над Элли Неслер, убившей педофила, угрожавшего ее шестилетнему сыну.

В 2005 году на Международной художественной ярмарке “Арт Moсквa 2005” на стенде галереи “Ковчег” состоялась выставка художника Павла Шевелева «Рисунки по делу» — зарисовки из Мещанского суда, где рассматривалось дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Когда в интервью «Новой газете» художника спросили, что показалось ему в этой работе наиболее интересным, Шевелев ответил: «Наиболее интересным было то, что в Москве 50 тысяч художников, но ни одному не пришло в голову рисовать этот процесс. И пять миллионов людей, которые сюда не заходят».

Современные судебные художники:
Courtroom Art — courtroomartonline.com
Розали Риц — www.my-ecoach.com/rosalieritz
Полетт Фрэнкл — pauletteart.com
Дэйна Веркутерен — danaverkouteren.com
Дженет Хэмлин — janethamlin.com
Мэрилин Чёрч — marilynchurch.com
Патрик Флинн — 3flynns.com
Стив Верблан — stevewerblun.com
Мона Шафер Эдвардс — monaedwards.com
Арт Лиен — courtartist.com

К началу

Организаторы

Компания Sergey Kuznetsov Content Group (www.skcg.ru) с 2004 года занимается разработкой контента и поддержкой интернет-сайтов, в том числе благотворительных, а также продвижением в социальных средах. Проекты компании отмечены профессиональными наградами и занимали первые места в рейтингах популярности интернет-сайтов. Компания сотрудничала и продолжает сотрудничать со множеством некоммерческих организаций, в том числе с фондом AVI CHAI, British Council, «Трансатлантические партнеры против СПИДа», «Российское медиа-партнерство против СПИДа» и др.

 Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова (www.sakharov-museum.ru) был учрежден международной неправительственной организацией «Фонд Андрея Сахарова — Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» в 1996 году. Музей и общественный центр содействует сохранению исторической памяти о десятках миллионов жертв политических репрессий и преступлениях советского режима и упрочении в современной России ценностей открытого, демократического общества и государства. В постоянной экспозиции Музея — выставки «Мифология и идеология СССР», «Политические репрессии в CCCP», «Путь через ГУЛАГ», «Сопротивление несвободе в СССР» и «Андрей Сахаров. Личность и судьба». Музей регулярно проводит временные выставки, а также круглые столы, семинары и дискуссии, а также занимается исследовательскими программами и проектами, выступая культурной и общественно-правовой организацией одновременно.

К началу

Партнеры

Генеральный информационный спонсор — OpenSpace.ru (openspace.ru).
Интернет-портал OpenSpace.ru был запущен компанией «Артмедиа Груп» в 2008 году. Сегодня это единственный в Рунете универсальный тематический ресурс, который живым языком рассказывает об актуальных событиях из мира кино, музыки, театра, литературы, искусства, медиапространства, а также общества в России и за ее пределами. По оценкам Gallup Media, ежемесячный охват аудитории OpenSpace.ru составляет более 900 тысяч уникальных пользователей. Авторы OpenSpace.ru — признанные специалисты в своих областях, без преувеличения лучшие люди в профессии. Поэтому их мнение, выраженное на сайте, неизменно вызывает резонанс и видимым образом меняет картину окружающей нас живой действительности.

 
Kroogi.com — сетевое объединение творческих людей.
 
Gif.ru — информагентство культура.

khodorkovsky.ru — Пресс центр Михаила Борисовича Ходорковского и Платона Леонидовича Лебедева


Отзывы прессы

 








                    







© 2001 - 2017 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.




Адрес страницы: http://www.sakharov-center.ru/projects/risuem-sud/