Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
Конкурс учителей >> Форум
 

Форум для учителей - участников Конкурса «Урок по теме: история политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

Здравствуйте! Для участия в форуме мы просим Вас зарегистрироваться.
Добавить сообщение на форум может только зарегистрированный пользователь.
Если Вы уже зарегистрированы:
Войти > >
Форум для учителей - участников Конкурса «Урок по теме: история политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»
     »   9-й Конкурс учителей (2010 - 2011)
     »   Отчет о Конференции по итогам IX конкурса
RSS

Отчет о Конференции по итогам IX конкурса

Отчет о Конференции по итогам Девятого конкурса учителей России и Казахстана «Лучший урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» с 6 по 8 мая 2011 года

Выводить сообщения


<<Предыдущая  Следующая>>
 
 
 
Евгения Риле
Администратор

Евгения Риле
Всего сообщений: 37
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
10 апр. 2009
NEW! 16 мая 2011 16:23
Отредактировано: 16 мая 2011 16:26
Профиль | Наверх |
 

Отчет
о Конференции по итогам Девятого конкурса учителей России и Казахстана
«Лучший урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»
 


В Музее и общественном центре «Мир, прогресс и права человека» имени Андрея Сахарова с 6 по 8 мая 2011 года состоялась научно-практическая Конференция «Итоги IX конкурса учителей России и Казахстана “Лучший урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»”

Большинство конкурсов ограничивается торжественным награждением победителей, а по итогам Конкурса учителей Музей и общественный центр проводит научную Конференцию, награждает победителей и готовит культурную программу. Даёт учителям  интеллектуальную поддержку, и организаторы надеются, что во время Конференции произойдут интересные встречи, завяжутся дружеские отношения, учителя получат подтверждение в необходимости своей работы с учениками по теме Конкурса.(Приложение №1)

На Конференцию приглашены 80 учителей победителей и организаторов региональных этапов, учителя Москвы и Московской области, представители дружественных фондов и организаций.

В IХ конкурсе приняли участие 25% -учителей русского языка и литературы, 60% учителей истории и обществознания, а также учителя физического воспитания, географии, педагоги-психологи, учителя ингушского и татарского языков, учителя начальных классов. Ежегодно «география» конкурса расширяется : участники проводят уроки в школах от Калининграда (самой западной точки России) до Магадана и Петропавловска Камчатского (самой восточной), а севера на юг - от Норильска до Северного Казахстана и Монголии.

Всего в IX Конкурсе учителей приняли участие 523 участника.

Региональный этап Конкурса успешно проведен в 30 городах, краях и областях России и Казахстана. (приложение№3). 465 учителей и 9 студентов подготовили и провели 464 урока или внеклассных мероприятия в рамках темы Конкурса, создающих условия для формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся и отвечающих целям и задачам Конкурса. Договора заключены с 35 региональными организаторами. Не выполнили свои обязательства организаторы из Норильска, Перми, Тулы, Рязани и Хакассии. Надеемся, что они справятся с трудностями и проведут региональный этап Х Всероссийского Конкурса учителей. Новыми региональными организаторами из Ингушетии, Чувашии, Томска, Сызрани и Саратова этап 9 конкурса успешно проведён.

В межрегиональное жюри  (приложение№2)поступило 49 уроков от региональных организаторов и 39 от индивидуальных участников, из них восемь без видеозаписи и они не были рассмотрены межрегиональным жюри.

            В России и Казахстане проведено 514 уроков, на которых ученики смогли познакомиться со сложными страницами истории нашей страны. (приложение№4).

 

Победителями IX Конкурса учителей России и Казахстана« Лучший урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» в 2010/2011 учебном году  по решению межрегионального жюри признаны 5 уроков, которые провели 7 учителей из городов Воронежа, Иванова, Воркуты, Усолье-Сибирское и Пензенской области.

 

Шадрина Наталья Владимировна учитель русского языка и литературы

МОУ школа № 51 г. Воронеж

Тема урока: «Выпрямительный вздох» Мандельштама» (внеклассное мероприятие)

 

Дмитриева Елена Борисовна учитель истории и обществознания МОУ лицей № 67 г. Иваново

Тема урока: «Сталинизм – разновидность тоталитаризма» (комбинированный урок с элементами модерации и использованием классмейтов)

 

Витман Ирина Владимировна учитель физического воспитания педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 14 г. Воркута и

Гудованый Олег Алексеевич учитель географии МОУ СОШ № 35 г. Воркута

Видеоконференция: «Незнание истории – прямой путь к несвободе» (внеклассное занятие)

 

Щепина Ольга Викторовна учитель истории и обществознания  и

Панькова Людмила Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16 г. Усолье-Сибирское

Тема урока: «Кто может быть почётным гражданином города?» (интегрированный урок)

 

Меркушина Татьяна Валерьевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ с. Плес Мокшанский район Пензенская область

Тема урока: «Да здравствуют белые вороны!» (урок-размышление в рамках курса «Основы мировых религиозных культур»).

 

Лауреаты Конкурса

Астанина Светлана Михайловна учитель истории

СОШ № 27 г. Норильск района Талнах

Тема урока: «Заботой сталинской согреты, Страны Советов детвора…» (внеклассное мероприятие)

 

Кирсанова Инна Валерьевна учитель истории

СОШ № 27 г. Норильск р-на Талнах

Тема урока: «Заботой сталинской согреты, Страны Советов детвора…» (внеклассное мероприятие)

 

Полякова Наталья Ивановна учитель истории и обществознания МОУ Ягринская гимназия Архангельская область

Тема урока: «История одного города…» (при изучении темы «СССР в 20-30-е годы: формированная модернизация»)

 

Казаченко Ирина Александровна учитель истории и обществознания ОУ Гимназия г. Сызрань

Урок – панорама: «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60-70-х годов ХХ века» (интегрированный урок)

 

Лимановская Татьяна Георгиевна учитель русского языка и литературы ОУ Гимназия г. Сызрань

Урок – панорама: «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60-70-х годов ХХ века» (интегрированный урок)

 

Костарева Любовь Петровна учитель истории и обществознанияМБОУ лицей с. Малая Сердоба Пензенская область

Тема урока: «Диссиденты – свободные люди несвободной страны. Диссидентское движение в СССР»

 

Степанова Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУ лицей с. Малая Сердоба Пензенская область

Тема урока: «Диссиденты – свободные люди несвободной страны. Диссидентское движение в СССР»

 

Баталова Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «Зарубинская СОШ» Топкинский р-н Кемеровская область

Тема урока: «Встань и иди», или На пути к истине»

(урок аналитического чтения повести Ю.М. Нагибина «Встань и иди»)

(внеклассное мероприятие)

 

Камакина Лариса Юрьевна учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 8» г. Топки Кемеровская область Тема урока: «Память о прошлом – надежный путь к настоящему» (интегрированный урок)

 

Быкова Елена Владимировна учитель истории МОУ «СОШ № 8» г. Топки Кемеровская область

Тема урока: «Память о прошлом – надежный путь к настоящему» (интегрированный урок)

 

Новикова Галина Александровна учитель истории и обществознания МОУ «Большеберезниковская ООШ» Большеберезниковский р-н Республика Мордовия

Тема урока: «Репрессии на земле Березниковской (20-30-е годы)»

 

Пашиева Ольга Анатольевна учитель обществознания и права

МОУ СОШ № 18 г. Полевской Свердловская область

Тема урока: «Андрей Дмитриевич Сахаров – Гражданин России, Гражданин Мира»

 

По решению межрегионального Жюри победители награждены ценными подарками, все участники Конференции получили в подарок книги от Международного фонда «Демократия»(Москва), Фонда социально-экономических интеллектуальных программ (Россия), от Общественного совета «Уроки девяностых» и от Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова.

 

Первый день конференции 6 мая 2011 года начала координатор Конкурса и руководитель программы Колтановская Евгения Элеонардовна словами приветствия участникам Конференции. Она поздравила учителей с победой в Конкурсе и отметила, что современные педагоги, участники Конкурса это представители российской интеллигенции, на долю которой выпало воспитывать «потерянное поколение» 90-тых и в их силах изменить ситуацию в головах подрастающего поколения, а значит и в России. «Вместе - мы сила. В песне Булата Окуджавы есть такая строчка: «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке», она стала призывом к нашему и будущему поколениям. Только все вместе мы можем создать гражданское общество и гражданское движение».

Далее учителей приветствовал директор Сахаровского центра С.М.Лукашевский, который отметил вклад в проведение и организацию Конкурса и финансовую поддержку Фонда развития демократии (США) и фонда ОАК (Великобритания), без которых не состоялась бы конференция.

В первой половине дня с докладами выступили:

Борис Владимирович Дубин, российский социолог, руководитель отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия ЛевадыЛевада-Центр»). Тема: «О державе, империи и особом пути России».

Игорь Григорьевич Яковенко, доктор философских наук, профессор РГГУ, культуролог. Тема «Революции и гражданские войны в мировой истории и в истории ХХ века»,

и Евгения Владимировна Лёзина, доктор философии (Ph.D.), Сахаровский стипендиат 2008 года, координатор проекта публичных семинаров «Левада-Центра» и Международного Мемориала «Демократия в России». Тема: «Работа по «преодолению прошлого» в публичной сфере и роль общественного мнения»,

а также: Марина Геннадьевна Цыренова, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования, организатор регионального этапа Конкурса учителей в Бурятии и Ирина Гармаевна Аюшиева, кандидат исторических наук, ст. преподаватель ВФ, ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ. Тема: «Сохранение исторической памяти о репрессиях советского периода в России и Монголии».

«В истории России и Монголии ХХ века есть много общих страниц. СССР и Монголия единственные две страны, в истории которых практически одновременно проводилась репрессивная политика в отношении своего народа, кульминация которой пришлась на 1937-1939 гг.

В Монголии, по неофициальным данным, были репрессированы по политическим делам около 36 тыс. Человек, хотя некоторые исследователи называют цифры до 100 тыс. 1937 – 1939 гг. в истории Монголии стали «годами великих репрессий». Ежегодно 30 октября в России и 11 сентября в Монголии отмечается как День памяти политических репрессированных.

В октябре 2010 г. преподавателями и студентами БГУ была проведена образовательная экспедиция «Политические репрессии в России и Монголии: историческая память». Каким образом фиксируется память о тех событиях в целой стране и в отдельной семье? Что знает современная молодежь обеих стран о политических репрессиях в советский период? Из каких источников она узнает об этом? Достаточно ли этой информации? Каково её отношение к этому прошлому и репрессиям власти против своих граждан? Вот те вопросы, на которые мы стремились получить ответ в рамках нашего проекта.

В рамках подготовки к экспедиции студентами было подготовлено несколько мини-проектов: одна группа студентов провела исследование под условным названием «Семейная память о репрессиях», вторая группа – исследование русскоязычного Интернета по указанной проблеме и, наконец, третья группа провела социологическое исследование по вопросу об отношении в молодежной среде к проблеме политических репрессий. Результаты этих проектов были представлены на круглом столе в Центре по изучению политически репрессированных (Улан-Батор, Монголия).

В ходе экспедиции в Монголии студенты выполнили следующие проектные задания «Музей – хранилище памяти или кладбище артефактов», в рамках которого студенты должны были посетить два музея – Национальный музей Монголии и Мемориальный музей жертв политических репрессий; «Маньзушир: разрушение памяти или память о разрушениях» - в рамках этого проекта мы выезжали в Центральный аймак Монголии в местность Зун Мод, где расположены останки разрушенного буддийского монастыря Маньзушир. В рамках проекта «Молодежь о репрессиях» был проведен социологический опрос монгольских студентов, с целью выявить их знания, и главное отношение к репрессиям в истории их страны.

По итогам проекта мы можем подвести некоторые итоги:

Как и в России, в Монголии сохранением памяти о трагических временах репрессий занимаются в первую очередь общественные организации, например Монгольская ассоциация жертв политических репрессий, отдельные люди, в том числе и бывшие репрессированные или их потомки. Но в Монголии есть и государственная организация – Центр по изучению политически репрессированных при правительстве Монголии, задачей которого является изучение судеб отдельно взятых людей в основном из правящей элиты.

Особое место в сохранении памяти о репрессиях занимает Мемориальный музей политических репрессий, созданный дочерью репрессированного в 1937 г. премьер-министра Монголии П. Гэндэна. Частный музей созданный в 1996 г. Гэндэнгийн Цэрэвдулам, дочерью экс премьер-министра Гэндэна, который занимал этот пост с 1931 по 1936 гг. Вместе с женой он был расстрелян в 1937 г. по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Экспозиции этого частного музея представляют такие экспонаты, которые вряд ли когда-нибудь будут показаны в государственном музее, например останки тел расстрелянных лам, но воздействие, которое они производят на человеческую психику и сознание, огромно».

 

Во второй половине первого дня конференции с докладом выступила. Ирина Анатольевна Мишина, доцент кафедры истории, социально-политического образования и права Академии повышения Квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации (АПК и ПРО РФ). Тема: «Конкурс в контексте новых федеративных государственных образовательных стандартов»

А далее, после приветствий и выступления члена Межрегионального Жюри :Маниной Людмилы Алексеевны, учителя истории, заместителя директора по УВР гимназии №11 г. Железнодорожный Московской области, победителя III Конкурса учителей с информацией о работе Межрегионального жюри,  прошла церемония представления участников Межрегионального этапа IX Конкурса и награждения победителей Конкурса.

Ведущая, Евгения Элеонардовна Колтановская предложила каждому педагогу коротко рассказать о задачах и результатах занятий. Каждый участник, получая диплом и подарки, имел возможность рассказать о проблемах и удачах во время проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Встреча закончилась торжественным приёмом в честь победителей и лауреатов, участников региональных и Межрегионального конкурса, на котором все действительно «взялись за руки» и почувствовали тепло и поддержку , симпатию и радость от встречи.

 

Второй день Конференции 7 мая открыла ведущая пленарного заседания – Евгения Элеонардовна Колтановская, координатор Конкурса, руководитель проекта.

Первым выступающим был Мечислав Борак, профессор, доктор (Ph.D)., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Силезского университета в г. Опава (Чехия). По теме: «Преследование чехов и граждан Чехословакии в СССР в 1918-1945 гг.». Затем был показан. Документальный фильм «Преступление по имени Катынь». Сюжет и сценарий Мечислав Борак, постановка Петра Вшелихова Чешское телевидение 2007, (57 минут). Документальный фильм

„Преступление по имени Катынь“

Сюжет и сценарий Мечислав Борак, постановка Петра Вшелихова

Чещское телевидение 2007, 57 минут

Фильм касается неизвестной проблематики „чешских“ жертв преступления в Катыни. Показывает судьбу лиц, которые родились или незадолго до войны жили и работали на территории нынешней Чешской Республики и стали жертвами тнз. „Катынского дела“. Это были прежде всего поляки, происходящие из нынешней чешской части Тешинской Силезии, которая была в 1938 году присоединена к Польше. После начала Второй мировой войны приняли здешние мужчины участие в обороне перед немецким наступлением. Однако после отступления армии на восток Польши были захвачены в плен советскими войсками. Польские офицеры и сотрудники полиции были интернированы и весной 1940 г. по приказу Москвы расстреляны. Их было около 22000, в том числе почти 500 человек из территории Чехословакии.

     В фильме выступают чешские, польские и русские историки и журналисты, и родственники жертв. Фильм тоже показывает, как в Чешской Республике припоминается память жертв в обществе „Катынская семья“. Фильм получил несколько международных премий. Жертвы „Катынского дела“, происходившие из бывшей Чехословакии

Символом злодеяния стал посёлок Катынь, расположенный недалеко от Смоленска, где были уже в 1943 году немецкими солдатами обнаружены первые массовые захоронения военнопленных. В них лежали почти 4500 польских офицеров, среди них также 100 офицеров из бывшей Чехословакии. Речь идёт, прежде всего, об офицерах запаса, представителях польской интеллигенции: учителях, юристах, врачах, бизнесменах, служащих. Например, младший лейтенант, доктор права Андржей Ригер, уроженец Остравы–Витковиц, работал заведующим отдела кадров Горно-металлургического акционерного общества в городе Тешин. Он писал дневник о своём пребывании в плену, который кончается в поезде, увозящем его в Катынь. Дневик был обнаружен во время эксгумаций и стал одним из главных источников информаций о порядках в лагере в Козельске. Следующий лагерь для польских офицеров находился в Старобельске на Украине. Отсюда увозили пленных к расстрелу в Харьков, где были на окраине города зарыты. Среди почти 4000 жертв находились 33 лица из бывшей Чехословакии, напр. майор врач-ветеринар Адольф Воллерсдорфер из города Мосты под Чешским Тешином, который после ухода из армии работал ветеринарным врачом на своей родине. Его сын стал в 1991 г. первым председателем общества „Катынь“ в тогдашней Чехословакии; в 50-ые годы запретили ему чехословацкие власти учиться в университете в Праге с аргументацией, что его отец в качестве „фашистского польского офицера“ боролся против Советской Армии. Следующей жертвой расстрелов в Харькове был младший лейтенант, доктор права Йозеф Маркиел из города Орлова, судья Районного суда в городе Яблунков. Он женился незадолго до войны и его жена напрасно ожидала его 21 год, пока она во второй раз вышла замуж.

Польские полицейские были арестованы в лагере для военнопленных в Осташкове, откуда их увозили к расстрелу в Тверь (тогда Калинин) и хоронили в лесу недалеко от села Медное. Там похоронено почти 6500 жертв, среди них 374 поляка из бывшей Чехословакии. Они состояли из двух групп: первую представляли молодые мужчины, которые здесь родились, прошли действительную военную службу в Чехословацкой армии, многие стали сержантами. По профессии были они обыкновенно ремесленниками или рабочими, однако вскоре после присоединения чешской части Тешинской Силезии к Польше использовали выгодное предложение и поступили на службу в польское государство. Они стали сотрудниками полиции или пограничной охраны. Например, Карол Доминик, уроженец деревни Лазы, приобрёл в Чехословацкой армии звание сержанта и работал таможенным служащим в фирме Батя в городе Злин. После возвращения на родину он не смог найти работу, потому поступил на службу в польскую полицию. Он был лишь 3 месяца женат, когда началась война и эвакуация на восток, где попал в плен и позже был расстрелян. Он никогда не узнал, что у него родилась дочька, которая в нынешнее время состоит членом общества „Катынская семья“. Во второй группе находились прежде всего старшие полицейские, которые были направлены сюда в 1938 году из Польши, чтобы пополнить местный состав полиции. Среди них был например старший вахмистр Йозеф Пилих, который боролся уже в Польских Легионах во время 1 мировой войны и служил в польской жандармерии и полиции с самого их начала. Наконец был откомандирован из Миколова в сыскной отряд в городе Фрыштат. Он не вернулся из России, но его семья поселилась здесь, и его сын стал председателем общества „Катынская семья в Чешской Республике“.

В апреле 2011 г. были возобновлены эксгумационные работы в лесу недалеко от села Быковня на окраине города Киева. Обнаруженные архивные материалы свидетельствуют о том, что здесь правдоподобно похоронены поляки, принадлежащие к так называемому украинскому списку жертв, насчитывающему приблизительно 3500 имён. До сих пор найдено среди них 6 человек из тогдашней Чехословакии, например дивизионный генерал Рудольф Прих, который родился в Опаве. В сентябре 1939 г. он вернулся из отставки в действительную службу и стал известным как командир обороны Львова, где был позже арестован. Наконец его перевезли в Киев к расстрелу. Кажется, что он похоронен в Быковне, где находятся правдоподобно и другие жертвы из Чехословакии. Следующие захоронения могут находиться в Куропатах на окраине Минска в Белоруссии, но белорусский список жертв пока неизвестен. До сих пор зарегистрировано 56   поляков из тогдашней Чехословакии, которые исчезли после советской оккупации восточной Польши и судьбы которых неизвестны. В самостоятельном списке числятся следующие 5 лиц, которые погибли не в непосредственной связи с „Катынским делом“, а были расстреляны или казнены при других обстоятельствах. Напр. военный пастор майор Карол Баншел, уроженец города Тешина и бывший викарий в городе Орлова, был убит в тюрьме во время эвакуации советских властей из Львова перед немецким наступлением в июне 1941 г.

Общее количество установленных жертв, происходящих с территории нынешней Чешской Республики, составляет 485 лиц, вместе с пока непроверенными случаями 546 лиц. Почти половину из них представляют те, кто здесь родились, остальные незадолго до войны сюда переселились или были сюда откомандированы.

 После фильма Мечислав Борак отвечал на вопросы учителей.

Продолжила конференцию Людмила Николаевна Базарова, председатель правления Курганского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (Российский Мемориал), координатор регионального этапа конкурса по Курганскому региону. Тема: «Научное и публицистическое наследие А.А. Базарова».

На экране биографическая презентация.

«Творческий и научный интерес Александра Александровича был связан с исследованием экономической истории зауральского села. По инициативе и с непосредственным участием А.А.Базарова на областном телевидении была подготовлена серия передач «Страницы истории зауральского крестьянства».

Александр Александрович много публиковался в местной, российской и иностранной прессе. Поднимал и анализировал самые злободневные современные проблемы. Так в 1992 году написана статья по поводу приватизации «Ваучер или чем околачивать государственные груши». В 1993 году был разработан авторский проект «Земельные реформы», в 1995 – «Проект реформы капитализации земли». А.А. Базарова всегда привлекала литературная работа, наверное, поэтому статьи перерастают в монографии и книги.В книгах А.А. Базарова раскрыты причины, механизм и последствия сталинской коллективизации.

На экране: интервью с Александром Базаровым.

В дореволюционной России был рынок и развитая кооперация. НЭП возродил покалеченные гражданской войной товарные связи, придал им более демократичный и справедливый характер.

«Даже в небольшом аграрном регионе Зауралья, - отмечает автор, - возникли многие десятки форм производственной кооперации. Были коммуны, сельхозартели с различным уровнем обобществления, маслоартели, многочисленные виды товариществ: машинные, по совместной обработке земли, животноводческие, кредитные, мукомольные, мелиоративные, садово-огородные, пчеловодческие и т.д.

Насильственная коллективизация сельского хозяйства нарушила естественный ход аграрной эволюции и нанесла генофонду российской цивилизации такой ущерб, восполнять, который придётся ещё долгие годы.

Политика ликвидации НЭПА подвела страну к критическому положению. Чтобы накормить рабочих, надо было грабить крестьянство, и наиболее подходящей организационной формой для этого выглядел колхоз.

«Первым результатом сплошной коллективизации , - отмечает автор. – явилось массовое разорение единоличного хозяйства, перешедшее затем в хозяйственную катастрофу… Превращение трудовой индивидуальной собственности в колхозную открыло дорогу нашей традиционной социалистической бесхозяйственности. Всё экономическое содержание и нравственное богатство крестьянского труда, образующее естественный базис национальной культуры и обычаев, были сведены к убогой форме государственной повинности… Невиданное падение престижа крестьянского труда – явное следствие колхозной системы» (1. С. 177

Сельская экономика Урала была сброшена в хозяйственную пропасть, из которой выбирается и поныне. Автор подчёркивает: «Шестьдесят лет деревня находится в летаргии бесхозяйственности, политического равнодушия, деградации веками нажитых национальных, культурных и нравственных ценностей»

Принудительная коллективизация сопровождалась массовыми репрессиями, масштабы и бесчеловечность которых потрясают. Так только в 1930 г. из центральных и южных областей России на север Приобья и Урала было сослано 25 тыс. семей вместе с 15 тыс. семей земляков-уральцев. Всего 40 тыс. семей. Если учесть, что средний состав выселяемой семьи 6-9 человек, то только лишь в Уральской области выселение составило более 100 тыс. человек.

Но самой главной жертвой сталинского произвола были дети-выселенцы. В эшелонах и обозах, конвоируемых на север лютой зимой тридцатого, 40% составляли дети. «Я бы ещё, может, мог понять выселение взрослого человека, опасность которого для властей очевидна», - пишет автор, - но оправдать выселение детей и старух, составляющих около половины репрессируемых, не могу…» (4, с. 25)

На экране один из героев телевизионного фильма А. Базарова«Сирота страны Советов» (Последний Герой).

Вал детской беспризорности захлестнул Урал и всю крестьянскую ссылку от Карелии до Сибири. На Урале было 100 детдомов, и все переполнены. «Массовое сиротство и безотцовщина - главный симптом деградации государства, семьи и личности», - говорил автор, и с этим трудно не согласиться.

Подводя итог, Базаров пишет: «Богато мой Урал так и не жил… Более половины социалистической истории Урал прозябал на карточно-талонной системе распределения продуктов и элементарных вещей. Мы пережили три тяжкие советские голодухи (1920-1923, 1930-1937, 1946-1948), на фоне которых нищета промежуточная смотрелась терпим Наша история в реальных судьбах простых людей. Их благо – единственный критерий её нормального движения. Преступно то общество, что забывает об этом.

Уничтожив истинного хозяина на земле ликвидацией крестьянской трудовой собственности в годы коллективизации, через 70 лет мы снова встали перед проблемой формирования эффективно хозяйствующего собственника. Сколько же времени потребуется для решения этой задачи.

А. Базаров отвечает так: « Путь от собственника до действительного хозяина много дольше… Ведь личный и общественный опыт предпринимательства – дело многих-многих десятилетий. Так что от естественного хода вещей нам никак не увернуться. Начнём сызнова. С личного труда, лежащего в основе текущего благополучия. Созданный усилиями поколений семейный капитал укрепит кровородственные связи и обязательства… Со временем придёт понимание собственности как исключительного продукта труда, а не житейского случая. Советскую зависть к чужому благополучию постепенно сменит естественное уважение ко всякой собственности и богатству. По-моему, это единственный путь из колхозников домой». Путь не только к материальному обеспечению, но и к подлинной вере в наших душах.

Читать книги Александра Александровича, исследователя трагической истории Урала, тяжело, трудно. А писать! В беседах с журналистами он на этот вопрос отвечал: «А я писал и плакал». Взвалил он на себя тяжёлый труд, это не могло не отразиться на его здоровье и сократило жизнь. Книги его надо читать не спеша и внимательно. Как –то он сказал: «Архивы российской деревни читать с сердцем больно, а без сердца скучно».

От благодарных читателей получено много писем. Позволю себе процитировать некоторые. Из рецензии доктора экономических наук профессора Савченко (академия наук СССР): «Рассматриваемые в книге процессы важны исторически познавательно. Ещё большее значение они имеют для практического выхода современной деревни на качественно новый виток – укреплению реального хозрасчёта, развитию арендных отношений и фермерства».

Ухова Нина Александровна, выпускница Горьковского госуниверситета им. Лобачевского, исторический факультет, преподаватель КГУ пишет: «Эти публикации, как глоток родниковой воды, дают живительную силу и уверенность в том, что Россия была, есть и будет держаться на порядочности, честности, интересе к знаниям и научном трудолюбии сотен тысяч таких людей-подвижников, к коим принадлежите Вы, Александр Александрович Базаров, Александр Исаевич Солженицын, Виктор Петрович Астафьев и многие, многие другие».

В 2007 году, через год после ухода из жизни Александра Александровича, писателя, учёного и гражданина Курганская сельскохозяйственная академия провела конференцию «Летописец крестьянских бед», посвящённую памяти А.Базарова.

На экране фрагменты конференции «Летописец крестьянских бед»

Александр Базаров оставил свой след в литературе. Язык его изложения уникален. « Если бы была такая премия - на самую правдивую и честную книгу года, я бы выдвинула «Дурелом». Когда в областном фонде культуры разные люди собрались на обсуждение «Дурелома», совершенно неожиданно разгорелся спор о языке автора… Он даже сноски делает с юмором. Мне страшно за Александра Александровича он буквально сгорает, пропуская каждую трагедию через своё сердце.

Светлана Миронова, журналист, г. Челябинск : «Александр Александрович, к сожалению, рано ушёл из жизни, но мы его помним. В Тюмени прошла конференция «О крестьянстве с сердечной болью», семинары для педагогов Кургана, встречи с учащимися за круглым столом. Наши мероприятия всегда освещают СМИ. Александр Александрович верил в успехи России и любил её, нежно любил свой родной край. Фильм «Сирота страны Советов» по его сценарию был удостоен Гран-при на Фестивале документальных фильмов стран СНГ в 1994 году, затем прошёл по ЦТ «Останкино».В Курганской городской Думе рассматривается предложение о присвоении одному из памятных мест Кургана имени Александра Базарова.»

На экране прогулка по академии  

Завершила выступление А.Я. Пастухова, рассказав об эмоциональном впечатлении от образа и деятельности А.А.Базарова.

 

После кофе-брейка, выступил Игорь Михайлович Корпусов, действительный член Русского географического общества, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института  и Тверского Государственного Университета.
Тема: «Антропологическая катастрофа в России и проблемы ее преодоления». «Основания и актуальность темы, почему мы можем говорить о «катастрофе». Понятие антропологической катастрофы (М.К. Мамардашвилли, С.С. Аверинцев) её основные черты и проявления. Виды антропологической катастрофы «ползучая» и «инфернальная». Отечественная «инфернальная» катастрофа её составляющие и масштабы. Советская «антицивилизация» её проявления в антропологических чертах наших современников, существует ли «советский человек». Проблема преодоления последствий катастрофы, современная практика».

 

Во второй половине дня, пленарное заседание открыла: Нина Викторовна Кузьмина, учитель истории и обществознания ГОУ Волгоградский лицей-интернат «Лидер». Победитель 7 и 8 конкурсов. Представившая  мастер – класс по теме: "Дискуссия как форма проблемного урока в системе гражданского образования на примере темы "Россия в начале 21 века- угроза тоталитаризма. "Урок истории России в 11 классе (профильный уровень обучения).

Цели урока:

1) рассмотреть идеи А.Д.Сахарова, показать их значимость для современного российского общества;

2) раскрыть проявление тоталитарных черт в России в начале XXI века, показать историческую закономерность и объективность развития тоталитаризма в России;

3) выявить черты современной российской демократии и показать ее переплетение с авторитарностью и тоталитарностью сегодня;

4) составить программу действий по искоренению негативных тенденций «Образ России завтра».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений, их отображения в современной российской действительности.

Форма урока: круглый стол- дискуссия, размышление, презентация творческого задания «Россия в XXI веке- образ желаемого завтра».

 

Продолжили так же учителя из Волгограда:Елена Николаевна Сорокина, учитель истории и обществознания и Елена Рафаиловна Некрылова, учитель литературы, МОУ гимназия № 13, г. Волгоград. Победители 6 и 8 конкурсов учителей. С мастер классом по. теме: «Принцип метапредметности как средство развития независимого мышления».

 

1.                 Актуальность проблемы. Сегодня важно не столько дать ребенку больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением размышлять независимо. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов

2.                 Наше педагогическое кредо: «Не мыслям учить, а учить мыслить» (И.Кант)

3.                 Метапредметность в преподавании позволяет учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

4.                 Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.

5.                 Возникает необходимость создания метапрограмм — программ совместной учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретных личностно значимых проблем учеников. Примером подобной программы является разработанный и апробированный в условиях гимназии синхронизированный курс «Времена не выбирают, в них живут и умирают…» на основе изучения русского языка, литературы, истории, обществознания. См. Приложение № 1 «Тематическое планирование синхронизированного курса «Времена не выбирают, в них живут и умирают…»

6.                 Преимущества метапредметных программ:

- Способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков.

- Цели и задачи этих программ ориентированы на конкретный практический результат — своеобразный «продукт» программы

- Как правило, на их освоение не требуется выделение дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание учебных курсов.

- Процесс разработки и реализации программ способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью.

7.                 Значительную роль в программе синхронизированного курса играют активные и интерактивные стратегии преподавания, которые способствуют выработке познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся:

•                    технология развития критического мышления

•                    технология «Гражданский форум»

•                    диалоговые технологии и методики

•                    обучения в сотрудничестве и т.д. 

•                    проектная деятельность (в 2010-2011 учебном году в гимназии был разработан и апробирован общегимназический проект «Легко ли быть другим…», посвященный 90-летию А.Д.Сахарова)
8. Особую роль в нашей практике играет технология гражданского форума. Почему? Это форма общественного обсуждения, которая способна продвигать школьников на первую ступеньку гражданского участия, приобщать к политическому процессу. Форум — это способ преодоления безразли­чия, пассивности к тем общественным процессам, ко­торые затрагивают жизнь каждого человека. Методика учит умению мыслить в масштабах интересов всего общества, анализировать, выявлять преимущества и недостатки того или иного подхода, задумываться о последствиях и затратах. Взвешен­ный диалог способствует развитию гражданской ответ­ственности. Данная форма общения позволяет научиться вы­ражать свое мнение так, чтобы не стать чьим-то врагом, как это иногда происходит в дебатах. Форум призывает к терпимости, сопереживанию, взаимопониманию, значит, имеет большие возможно­сти в нравственном воспитании молодежи. Изменение
стиля разговора изменяет и отношения между людьми, а диалог учит уважению. Дискуссия такого типа - это путь к объедине­нию людей, который помогает в выработке реальных совместных действий для решения проблемы, а также
в том, чтобы почувствовать себя частью общества. См. Приложение № 2 «Технология гражданского форума».

9. Мастер-класс на основе «проигрывания» элементов урока на тему; «Легко ли быть другим…»

 

Встреча с писателемЛюдмилой Евгеньевной Улицкой Тема: «О творчестве и новой книге « Зелёный шатёр»» была перенесена на субботу .

После кофе-брейка прошла встреча соавтором сценария  фильма "Преступление Бориса Пастернака" Поляковой Еленой Николаевной и продюсером Александром Савельевым,. завершившаяся просмотром фильма. Режиссер: Резвушкина Светлана Эвировна, (2010 год).

 

Вечером 7 мая участники Конференции посетили театры Москвы и посмотрели спектакли: в театре « На Таганке» спектакль « Маска и душа» ,в театре « Табакерка» спектакль « Дядя Ваня», в филиале Малого театра спектакль « Дядя Ваня».

Коллективам театров выражается огромная благодарность за предоставление возможности учителям посмотреть эти спектакли. 8 мая2011г -спектакль «Крутой маршрут»  в театре « Современник».

Благодарность коллективу театра « Современник», художественному руководителю Галине Борисовне Волчек и лично директору театра Леониду Иосифовичу Эрману за приглашение учителей России и Казахстана- победителей Конкурса « Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» на спектакль « Крутой маршрут» 8 мая2011г.

Благодарность Коллективу театра « На Таганке» и художественному руководителю театра Юрию Петровичу Любимову   За приглашение учителей России и Казахстана- победителей Конкурса « Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» на спектакль « Маска и душа» 7 мая 2011г. Благодарность коллективу театра « Табакерка» и художественному руководителю театра Табакову Олегу Павловичу  за приглашение учителей России и Казахстана- победителей Конкурса « Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» на спектакль « Дядя Ваня» 7 мая 2011.

Благодарность коллективу Малого театра и художественному руководителю театра Юрию Мефодьевичу Соломину за приглашение учителей России и Казахстана- победителей Конкурса « Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» на спектакль « Свадьба, свадьба, свадьба» 7мая2011г.

 

Последний день конференции был менее насыщен выступлениями, но прошел интересно и продуктивно.

В 10.00часов утра началось заседание секция организаторов региональных конкурсов.

Ведущая – Евгения Элеонардовна Колтановская, руководитель проекта, координатор Конкурса. Тема: «Задачи и проблемы проведения регионального этапа Конкурса учителей», на котором было решено:

1.Регинальные организаторы методисты Институтов повышения квалификации учителей, сотрудники региональных отделений общества «Мемориал» приняли единогласное решение, что Х Конкурс имеет право называться Всероссийским .

2. Подготовить и провести X Всероссийский Конкурс учителей « Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР».

3.Выплатить вознаграждение организаторам в соответствие с числом представленных на конкурс уроков.

4. Совместно преодолевать возможные трудности с реализацией уроков и видеозаписью на диски.

5 .Разместить в Сборнике уроков по итогам 9 конкурса планы конспектов уроков получивших средний балл членов Межрегионального жюри более 7 баллов.

6. Не публиковать результаты в баллах по итогам 9Конкурса.

7.Прислать отзывы и отчеты в электронном виде о проведенном региональном этапе и Конференции на электронный адрес координатора, а также статьи с отчетами в местной прессе.

 

В это время учителя посетили:

экскурсии по экспозиции Архива Сахарова, которую провела Бэла Хасановна Коваль, заведующая Архивом и по постоянной экспозиции Музея и общественного центра «Права человека в СССР и современной России», которую провела Тамара Викторовна Яковлева, экскурсовод Музея.

 

В 11.00  состоялась творческая встреча с писателем Людмилой Евгеньевной Улицкой которая ответила на многочисленные вопросы учителей хорошо знакомых с творчеством писателя, и рассказала о новой книге « Зелёный шатёр». Участники Конференции получили эту книгу с автографом автора в дар от Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова.

После теплого прощания с Улицкой Л.Е.состоялся просмотр фильма Иосифа Пастернака «Свободный человек Андрей Сахаров». Диск с фильмом участники так же  получили в подарок от Музея.

Во второй половине дня после обеда участники Конференции разъезжались со словами благодарности к организаторам: Колтановской Евгении Элеонардовне,  секретарю Конкурса,  Гнилицкой Тамаре Александровне, помощникам координатора Яковлевой Тамаре Викторовне и  Холиной Любови Гордеевне и администрации Сахаровского центра за хорошо подготовленную Конференцию и 9 Конкурс.

 

Колтановская Е.Э.

14.05.2011г.

 

Приложение№1

 

 

Программа итоговой Конференции

IX Конкурса учителей России и Казахстана «Лучший урок по теме:

«История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

 

6 мая, пятница

 

9.00 – 10.00. Регистрация участников.

 

10.00 – 10.20. Открытие Конференции. Приветствие участникам Конференции директора Сахаровского центра Сергея Марковича Лукашевского.

 

10.20 – 12.00. Пленарное заседание. Ведущий – Сергей Маркович Лукашевский.

 

10.20 – 11.00. Борис Владимирович Дубин, российский социолог, руководитель отдела социально-политических исследований Аналитического центра Юрия ЛевадыЛевада-Центр»). Тема: «О державе, империи и особом пути России».

 

11.00 – 11.40. Игорь Григорьевич Яковенко, доктор философских наук, профессор РГГУ, культуролог. Тема «Революции и гражданские войны в мировой истории и в истории ХХ века».

 

11.40 – 12.00 Кофе-брейк.

 

12.00 – 14.00. Пленарное заседание. Ведущий – Сергей Маркович Лукашевский.

 

12.00 – 12.30.  

Евгения Владимировна Лёзина, доктор философии (Ph.D.), Сахаровский стипендиат 2008 года, координатор проекта публичных семинаров «Левада-Центра» и Международного Мемориала «Демократия в России». Тема: «Работа по «преодолению прошлого» в публичной сфере и роль общественного мнения».

 

12.30 – 13.00. Марина Геннадьевна Цыренова, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования, и Ирина Гармаевна Аюшиева, кандидат исторических наук, ст. преподаватель ВФ, ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ. Тема: «Сохранение исторической памяти о репрессиях советского периода в России и Монголии».

 

13.00 – 14.00. Обед.

 

14.00 – 16.00. Пленарное заседание. Ведущая – Евгения Элеонардовна Колтановская, координатор Конкурса.

 

14.00 – 14.30. Ирина Анатольевна Мишина, старший преподаватель кафедры истории, социально-политического образования и права Академии повышения Квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации (АПК и ПРО РФ). Тема: «Конкурс в контексте новых федеративных государственных образовательных стандартов»

 

14.30 – 16.00. Приветствие и выступления членов Межрегионального Жюри:

Лёзина Евгения Владимировна, доктор философии (Ph.D), Сахаровский стипендиат 2008 года, координатор проекта публичных семинаров «Левада-Центр» и Международного Мемориала «Демократия в России».

Манина Людмила Алексеевна, учитель истории, заместитель директора по УВР гимназии №11 г. Железнодорожный Московской области, победитель III Конкурса учителей.

Мишина Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры истории, социально-политического образования и права Академии повышения Квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации ( АПК и ПРО РФ), редактор сборника «Школьные уроки по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»».

 

16.00 – 18.00. Церемония представления участников Межрегионального этапа IX Конкурса и награждения победителей Конкурса. Ведущая – Евгения Элеонардовна Колтановская.

 

18.00 – 20.00. Прием в честь победителей и лауреатов, участников региональных и Межрегионального конкурса.

 

7 мая, суббота

 

9.30 – 10.00. Регистрация участников.

 

10.00 – 12.30. Пленарное заседание. Ведущая – Евгения Элеонардовна Колтановская, координатор Конкурса, руководитель проекта.

 

10.00 – 10.30. Мечислав Борак, профессор, доктор (Ph.D)., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Силезского университета в г. Опава (Чехия). Тема: «Преследование чехов и граждан Чехословакии в СССР в 1918-1945 гг.».

 

10.30 – 11.30. Документальный фильм «Преступление по имени Катынь». Сюжет и сценарий Мечислав Борак, постановка Петра Вшелихова Чешское телевидение 2007, (57 минут).

11.30 – 12.00. Людмила Николаевна Базарова, председатель правления Курганского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (Российский Мемориал), координатор регионального этапа конкурса по Курганскому региону. Тема: «Научное и публицистическое наследие А.А. Базарова».

 

12.00 – 12.20. Кофе-брейк

 

12.20 – 13.00. Игорь Михайлович Корпусов, действительный член Русского географического общества, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института  и Тверского Государственного Университета.
Тема: «Антропологическая катастрофа в России и проблемы ее преодоления».

 

13.00 – 14.00. Обед

 

14.00 – 18.30. Пленарное заседание. Ведущая – Евгения Элеонардовна Колтановская, координатор Конкурса, руководитель проекта.

 

14.00 – 14.30. Нина Викторовна Кузьмина, учитель истории и обществознания                                                                             ГОУ Волгоградский лицей-интернат «Лидер». Победитель 7 и 8 конкурсов. Мастер - класс. Тема: "Дискуссия как форма проблемного урока в системе гражданского образования на примере темы "Россия в начале 21 века- угроза тоталитаризма. "Урок истории России в 11 классе (профильный уровень обучения).

 

14.30 – 15.00. Елена Николаевна Сорокина, учитель истории и обществознания и

Елена Рафаиловна Некрылова, учитель литературы, МОУ гимназия № 13, г. Волгоград. Победители 6 и 8 конкурсов учителей. Мастер класс. Тема: «Принцип метапредметности как средство развития независимого мышления».

 

15.00 –16. 00. Встреча с писателем Людмилой Евгеньевной Улицкой Тема: «О творчестве и новой книге « Зелёный шатёр»».

 

16.00 – 16 20. Кофе-брейк

 

16.20 – 17.00. Встреча с режиссером Светланой Эвировной Резвушкиной или Поляковой Еленой Николаевной,соавтором сценария фильма "Преступление Бориса Пастернака".

17.00 – 18.00. Фильм «Борис Пастернак» (2010 год, режиссер: Резвушкина Светлана Эвировна).

19.00 – 22.00. Посещение театров Москвы.

8 мая, воскресенье.

9.00 – 10.00. Регистрация участников.

10.00 – 11.40. Секция организаторов региональных конкурсов.

Ведущая – Евгения Элеонардовна Колтановская, руководитель проекта, координатор Конкурса. Тема: «Задачи и проблемы проведения регионального этапа Конкурса учителей».

 

11.40 – 12.00. Кофе-брейк.

 

10.00 – 12.00. Экскурсия для учителей по экспозиции Архива Сахарова, проводит Бэла Хасановна Коваль, заведующая Архивом.

 

10.00 – 12.00. Экскурсия для учителей по постоянной экспозиции Музея и общественного центра «Права человека в СССР и современной России», проводит Тамара Викторовна Яковлева, экскурсовод Музея.

 

12 00 – 13.00. Фильм Иосифа Пастернака «Свободный человек Андрей Сахаров».

 

13.00 – 14.00. Обед.

 

16.00 – 22.00. Отъезд участников Конференции.

 

В программе возможны изменения!

 

 

 

Приложение№2

 

Жюри Межрегионального тура IX   Конкурса Учителей

 

Лёзина Евгения Владимировна – доктор философии Ph.D. Сахаровский стипендиат 2008 года. Координатор проекта публичных семинаров «Левада-Центр» и Международного Мемориала «Демократия в России»

 

Манина Людмила Алексеевна, учитель истории, заместитель директора по УВР гимназии №11 г. Железнодорожный Московской области, победитель III Конкурса

 

Мишина Ирина Анатольевна - старший преподаватель кафедры истории, социально-политического образования и права Академии повышения Квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации ( АПК и ПРО РФ)

 

Щекотова Инна Андреевна - кандидат наук, секретарь-референт Международного фонда «Демократия»

 

Яковенко Игорь Григорьевич- доктор философских наук, профессор РГГУ, главный научный сотрудник Института социологии РАН

 

 

 

Приложение№3

 

 

Список организаторов

с количеством уроков и учителей

 

г. Абакан и Республика Хакасия

Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

3 урока, 4 учителя

 

Архангельская область и г. Архангельск

МОУ «Общеобразовательная гимназия № 3»

29 уроков, 30 учителей

 

г. Астрахань и Астраханская область

Астраханская общественная организация «Информационно-просветительский и правозащитный центр «Мемориал»

Координатор конкурса – Жукова Елена Дмитриевна

4 урока, 4 учителей

 

Астраханская область и г. Астрахань

Областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»

9 уроков, 10 учителей

 

Владимирская область и г. Владимир

Владимирский институт повышения квалификации работников образования

9 уроков, 10 учителей

 

г. Волгоград и Волгоградская область

ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

6 уроков, 6 учителей

 

Вологодская область и г. Вологда

ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования»

9 уроков, 10 учителей

 

г. Воркута, Республика Коми

Воркутинская общественная историко-просветительская, благотворительная и правозащитная организация «Мемориал»

14 уроков, 12 учителей

 

 

Ивановская область и г. Иваново

Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области»

23 урока, 25 учителей

 

Кемеровская обл. и г. Топки

Управление образования Администрации Топкинского р-на

Координатор – Баталова Татьяна Николаевна

8 уроков, 9 учителей

 

Краснодарский край и г. Краснодар

ГУК КК «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына»

21 урок, 22 учителя

 

Красноярский край

Региональная общественная организация «Красноярское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал»

8 уроков, 11 учителей

 

Курганская область и г. Курган

Курганское историко-просветительское и благотворительное правозащитное общество «Мемориал»

13 уроков, 14 учителей

 

г. Миасс и Челябинская область

Добровольное общество «Мемориал» города Миасса

12 уроков, 14 учителей

 

г. Пенза и Пензенская область

Пензенское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»

67 уроков, 48 учителей

 

Пензенская область

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский институт развития образования»

22 урока, 22 учителя

 

Псков и Псковская область

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» ПОИПКРО)

11 уроков, 12 учителей

 

Республика Ингушетия

Государственное учреждение «Мемориальный комплекс жертвам репрессий»

16 уроков, 15 учителей

Республика Мордовия, г. Саранск

Мордовский республиканский институт образования

17 уроков, 17 учителей

 

Республика Татарстан, г. Казань

ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

16 уроков, 17 учителей, 1 студент

 

Самарская обл. и г. Сызрань

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр повышения квалификации «Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области»

9 уроков 11 учителей

 

Саратовская область

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

18 уроков, 18 учителей

 

Свердловская обл. и г. Екатеринбург

Свердловское отделение Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»

28 уроков, 25 учителей, 2 студента

 

Северо-Казахстанская обл.

Северо-Казахстанский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

26 уроков, 29 учителей

 

 

г. Северодвинск Архангельской области

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением иностранных языков»

7 уроков, 8 учителей

 

г. Сыктывкар и Республика Коми

Сыктывкарский государственный университет (исторический факультет)

15 уроков, 15 учителей, 4 студента

 

Томская область и г. Томск

Областное государственное учреждение «Региональный центр развития образования»

6 уроков, 8 учителей

 

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Институт непрерывного образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»

17 уроков, 16 учителей, 2 студента

 

г. Усолье-Сибирское Иркутской области

Усольская городская общественная благотворительная организация «Общество Милосердие и Красного Креста»

17 уроков, 18 учителей

 

Чувашская Республика

Чувашское республиканское отделение Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»

4 урока, 5 учителей

 

приложение №4

Победители регионального участники Межрегионального этапа

 

Пастухова Татьяна Александровна  учитель русского языка и литературы

МОУ «Калининская СОШ» Усть-Акабанский р-н Республика Хакасия

Тема урока: «О времени большевиков» (интегрированный урок)

Кораблева Мария Васильевна учитель истории

МОУ «Калининская СОШ» Усть-Акабанский р-н Республика Хакасия

Тема урока: «О времени большевиков» (интегрированный урок)

 

Петухова Светлана Витальевна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 1 г. Новодвинск

Тема урока: «Освобождение или проблема выбора человека в годы ВОВ»

(урок-размышление по теме «Сопротивление геноциду»)

 

Яровенко Татьяна Федоровна учитель русского языка и литературы

МОУ «Коношеозерская СОШ» Коношский р-н Архангельская область

Тема урока: «Мотивы свободы в творчестве Владимира Высоцкого»

 

Алтуфьева Людмила Анатольевна преподаватель цикла гуманитарных и математических дисциплин

Суворовское военное училище МВД г. Астрахань 

Тема урока: «Истоки духовного величия человека в условиях несвободы (по рассказу Льва Разгона «Борис и Глеб»)»

 

Букенбаева Нигара Курбановна учитель общественных дисциплин

МОУ «Верхнекалиновская СОШ» Астраханская область

Тема урока: «Загляни в своё прошлое…» (внеклассное мероприятие)

 

Альшина Эльвира Анверовна учитель русского языка и литературы

МОУ «Промышленно-коммерческий лицей» г. Владимир

Тема урока: «От свободы творческой к свободе личности». Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма» (урок – творческая лаборатория)

 

Федина Наталья Валерьевна учитель истории

МОУ «Промышленно-коммерческий лицей» г. Владимир

Тема урока: «От свободы творческой к свободе личности». Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма» (урок – творческая лаборатория)

 

Спиридонова Тамара Александровна учитель географии

МОУ СОШ № 102 г. Волгоград

Тема урока: «Донское казачество – страдание и геройство»

 

Козлова Надежда Геннадьевна учитель истории

МОУ СОШ № 28 г. Вологда

Тема урока: «Трудный путь к справедливости» (внеклассное мероприятие)

 

Проничева Ирина Юрьевна учитель истории и обществознания

МОУ лицей г. Пучеж Ивановская область

Тема урока: «Великий гражданин России (А.Д. Сахаров)»

 

Манукян Жанна Арутюновна учитель истории

МОУ СОШ № 12 г. Новороссийск

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР»

 

Осипчук Елена Гифатовна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 12 г. Геленджик

Тема урока: «Устная книга «Подстрочник» как попытка осмысления ХХ века» (интегрированный урок)

 

Лозовая Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы 

МОУ СОШ № 12 г. Геленджик

Тема урока: «Устная книга «Подстрочник» как попытка осмысления ХХ века» (интегрированный урок)

 

Конусова Тамара Фёдоровна учитель русского языка и литературы

МОУ Полевская СОШ с. Полевое Бирилюсский р-н Красноярский край

Общешкольное мероприятие: «День памяти жертв политических репрессий»

 

Когодеева Наталья Георгиевна учитель истории

МОУ Полевская СОШ с. Полевое Бирилюсский р-н Красноярский край

Общешкольное мероприятие: «День памяти жертв политических репрессий»

 

Архипова Светлана Анатольевна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 5 г. Курган

Тема урока: «Идеи А.Д. Сахарова сегодня»

 

Гужавина Лариса Геннадьевна преподаватель начальных классов

школа № 11 г. Миасс

Тема урока: «Права Ребёнка»

 

Зуева Людмила Павловна преподаватель начальных классов

школа № 11 г. Миасс

Тема урока: «Права Ребёнка»

 

Бунина Татьяна Владимировна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ р.п. Мокшан Мокшанский р-н Пензенская область

Тема урока: «Красный террор в Мокшане: Страшный восемнадцатый»

(урок-конференция с элементами драматизма и размышления с использованием краеведческого материала)

 

Растова Светлана Александровна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ р.п. Мокшан Мокшанский р-н Пензенская область

Тема урока: «Красный террор в Мокшане: Страшный восемнадцатый»

(урок-конференция с элементами драматизма и размышления с использованием краеведческого материала)

 

Маслюк Наталья Михайловна учитель истории и обществознания

МОУ лицей архитектуры и дизайна № 3 г. Пенза

Тема урока: «Настоящее – это хорошо осознанное прошлое»

 

Рыбакова Ирина Анатольевна учитель истории и обществознания

МОУ лицей архитектуры и дизайна № 3 г. Пенза

Тема урока: «Настоящее – это хорошо осознанное прошлое»

 

Степанова Людмила Владимировна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ с. Новопавловка Пензенский район

Тема урока: «Мертвым не больно, больно живым…»

 

Аникеев Алексей Николаевич учитель истории

 МОУ СОШ № 5 г. Кузнецк Пензенская область

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

(урок – круглый стол)

 

Баландина Тамара Федоровна учитель общественных дисциплин

МОУ «Маевская СОШ» Новосокольнический р-н Псковская область

Тема урока: «Чтобы помнили…» (интегрированный урок)

 

Юрьян Светлана Петровна учитель русского языка и литературы

МОУ «Маевская СОШ» Новосокольнический р-н Псковская область

Тема урока: «Чтобы помнили…» (интегрированный урок)

 

Хашиева Фатима Керимовна учитель ингушского языка и литературы

МОУ СОШ № 1 г. Карабулак Республика Ингушетия

Тема урока: «Это не нужно мертвым, это нужно живым!»

(общешкольное мероприятие)

 

Барзаковская Олеся Владимировна преподаватель истории и обществознания

ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» г.о. Саранск

Тема урока: «Портрет карателя и С4 (С в четвертой степени)»

 

Габдрахманова Фирая Табрисовна учитель истории

МОУ «Балтасинская гимназия» Республика Татарстан

Тема урока: «Триумф и трагедия» эпохи сталинизма»

 

Гайфуллина Гульнара Тальгатовна учитель истории и обществознания

МОУ «Лицей № 1» г. Зеленодольск Республика Татарстан

Литературно-историческая композиция: «Обязуемся помнить»

 

Забазнова Лидия Викторовна учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ с. Рахмановка» Пугачевский р-н Саратовская область

Тема урока: «Право на жизнь – важнейшее из прав человека»

 

Райку Оксана Геннадьевна учитель истории и обществознания

МОУ «ООШ с. Озерки» Духовницкий р-н Саратовская область

Тема урока: «Репрессии в СССР и сопротивление им»

 

Пиджакова Анна Даниловна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 62 г. Екатеринбург

Тема урока: «История политических репрессий в СССР (20-50-е гг. ХХ в.)»

(внеклассное мероприятие)

 

Старикова Антонина Владимировна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 62 г. Екатеринбург

Тема урока: «История политических репрессий в СССР (20-50-е гг. ХХ в.)»

(внеклассное мероприятие)

 

Галицкая Любовь Петровна учитель географии

Чкаловской СШ Тайыншинский р-н СКО

Тема урока: «Зигзаги судьбы Зинаиды Тулуб»

 

Лессер Светлана Казимировна учитель истории

СШ № 4 Тайыншинский р-н СКО

Открытый урок: «Депортация народов или точка отсчета…»

 

Пинчук Лидия Иосифовна учитель истории

Архангельской СШ Кызылжарский р-н СКО

Музейный урок: «Подвиг тыла в годы войны. Вклад репрессированных народов Казахстана в Великую Победу»

 

Гущин Сергей Васильевич учитель истории и обществознания

МОУ «Цилемская СОШ» с. Трусово Усть-Цилемский р-н Республика Коми

Тема урока: Листая старую тетрадь…»

(классный час)

 

Нечайкина Марина Игнатьевна учитель истории и обществознания

 МОУ Усть-Цилемская СОШ с. Усть-Цильма Республика Коми

Тема урока: Вечер памяти»

(внеклассное мероприятие)

 

Твердова Людмила Федоровна учитель истории

МОУ Усть-Цилемская СОШ с. Усть-Цильма Республика Коми

Тема урока: Вечер памяти»

(внеклассное мероприятие)

 

Куренкова Виктория Александровна учитель русского языка и литературы

МОУ «Северская гимназия» г. Северск Томская область

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

 

Бадашканова Ольга Владимировна учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 18 г. Улан-Удэ

Тема урока: «Цепи святой мы звенья» (интегрированное внеклассное занятие)

Макарова Марина Александровна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 18 г. Улан-Удэ

Тема урока: «Цепи святой мы звенья» (интегрированное внеклассное занятие)

 

Лушина Валентина Дмитриевна учитель истории

гимназия № 14 г. Улан-Удэ

Тема урока: «Смерть Сталина – смерть сталинизма?» (урок - общественные слушания и форум)

 

Охотникова Светлана Григорьевна учитель истории

МОУ «Карамышевская СОШ» Козловский р-н Чувашская Республика

Тема урока: «Я помню всё, что с Родиною было…» (семинар)

 

Сухалова Светлана Петровна учитель литературы

МОУ «Карамышевская СОШ» Козловский р-н Чувашская Республика

Тема урока: «Я помню всё, что с Родиною было…» (семинар)

 

Индивидуально на Конкурс представлено 39 уроков от 49 учителей из 18 регионов России, в которых региональный этап не был проведён. Восемь уроков без видеозаписи, они небыли рассмотрены по положению о Конкурсе.

Авторы лучших уроков по решению межрегионального жюри приглашены на Конференцию.

 

Астанина Светлана Михайловна, учитель истории, и Кирсанова Инна Валерьевна, учитель истории СОШ № 27 г. Норильск р-на Талнах. Тема урока: «Заботой сталинской согреты, Страны Советов детвора…» (внеклассное мероприятие)

 

Зимина Анжелика Игоревна, учитель русского языка и литературы ОУ СОШ № 14, г. Сызрань. Тема урока: «Нравственные проблемы в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

 

Катке Марина Алексеевна, учитель истории, и Целищева Наталья Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ № 14, г. Североуральск Свердловской обл. Тема урока: «Не предать забвению. История политических репрессий и сопротивления несвободе в городе Североуральске (селе Петропавловском)» (интегрированный урок)

 

Шадрина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ  школа № 51, г. Воронеж. Тема урока: «Выпрямительный вздох» Мандельштама» (внеклассное мероприятие)

 

Якшина Дина Васильевна, учитель русского языка и литературы, и Вишневский Александр Валерьевич, учитель истории и обществознания МОУ лицей № 49, г. Калининград. Тема урока: «Политические репрессии и сопротивление несвободе в СССР» (интегрированный урок)

 

 

 Все участники, приславшие работы Индивидуально в Межрегиональное жюри:

 

Аюшиева Ирина Гармаевна преподаватель

ИФ БГУ г. Улан-Удэ

Тема урока: «Политические репрессии в России и Монголии: историческая память» (внеклассное мероприятие)

 

Базарова Людмила Николаевна педагог-психолог

МОУ «Кетовская СШ» Кетовский р-н Курганская область

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР» (внеклассное мероприятие)

 

Гатауллин Ринат Хайруллоевич преподаватель истории

ГБОУ СПО «Технический колледж» г. Набережные Челны Республика Татарстан

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

 

Васильева Тамара Петровна учитель истории

МОУ «Соттинская СОШ» с.Огородтах Усть-Алданский улус (Якутия)

Тема урока: Тяжелый дух репрессии»

 

Володина Екатерина Александровна учитель истории и обществознания

МБОУ лицей № 11 г. Красноярск

Тема урока: «Я выбираю свободу…» (урок-размышление)

 

Подборская Ольга Леонидовна педагог дополнительного образования

МБОУ лицей № 11 г. Красноярск

Тема урока: «Я выбираю свободу…» (урок-размышление)

 

Доронина Надежда Николаевна учитель истории и обществознания

ОУ СОШ № 14 г. Сызрань

Тема урока: «Что ждет Россию в 2037?» (урок-практикум)

 

Евсюкова Лариса Ивановна учитель истории и обществознания

МОУ «Курьинская СОШ» им. М.Т. Калашникова с. Курья Алтайский край

Тема урока: «Чтобы помять жила…» (памяти жертв политических репрессий посвящается)

 

Жовтонога Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 10 г. Петропавловск-Камчатский

Тема урока: «Песня жизни моей». Жизнь и судьба Николая Заболоцкого (интегрированный урок)

 

Черных Наталья Алексеевна педагог-психолог

МБОУ СОШ № 10 г. Петропавловск-Камчатский

Тема урока: «Песня жизни моей». Жизнь и судьба Николая Заболоцкого (интегрированный урок)

 

Зайнуллина Гульнур Мирдарифовна преподаватель татарского языка и литературы ГБОУ СПО «Технический колледж» г. Набережные Челны Республика Татарстан

Тема урока: «Чтобы помнили…»

 

Зимина Анжелика Игоревна учитель русского языка и литературы

ОУ СОШ № 14 г. Сызрань

Тема урока: «Нравственные проблемы в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

 

Катке Марина Алексеевна учитель истории

МОУ СОШ № 14 г. Североуральск Свердловская область

Тема урока: «Не предать забвению. История политических репрессий и сопротивления несвободе в городе Североуральске (селе Петропавловском)» (интегрированный урок)

 

Целищева Наталья Викторовна учитель литературы

МОУ СОШ № 14 г. Североуральск Свердловская область

Тема урока: «Не предать забвению. История политических репрессий и сопротивления несвободе в городе Североуральске (селе Петропавловском)» (интегрированный урок)

 

Куприянова Вера Павловна учитель истории

МОУ СОШ № 10 г. Ногинск Московская область

Тема урока: «Возвращение имён» (внеклассное мероприятие)

 

Лашкина Ольга Владимировна учитель истории

ГОУ СОШ № 386 г. Санкт-Петербург

Тема урока: «Сплошная коллективизация и разгром зажиточного крестьянства»

 

Лекант Любовь Георгиевна учитель русского языка и литературы

Московской СШ им. Ивана Ярыгина с.Сизая Шушенский р-н Красноярский край

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» (интегрированный урок)

 

Китаева Вера Георгиевна учитель истории и обществознания

Московской СШ им. Ивана Ярыгина с.Сизая Шушенский р-н Красноярский край

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» (интегрированный урок)

 

Лобачева Валентина Васильевна учитель литературы

«Кармановская ООШ» с. Карманово Смоленская область

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» «О.Э. Мандельштам»

 

Лобырева Оксана Сергеевна преподаватель литературы и русского языка

ГОУ НПО Профессиональное училище № 5 г. Брянск

Тема урока: «Будь проклята ты, Колыма…» (анализ «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова)

 

Лукашева Наталья Викторовна учитель истории

ГОУ СОШ № 499 г. Москва

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» (интегрированный урок)

 

Егорова Нина Григорьевна учитель литературы

ГОУ СОШ № 499 г. Москва

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» (интегрированный урок)

 

Марминова Татьяна Игоревна учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 129 г. Москва

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР»

 

Мельникова Наталья Георгиевна преподаватель истории и обществознания

ФГОУ СПО «Волжский политехнический техникум» г. Волжский Волгоградская область Тема урока: «Чтобы не повторилось…» (внеклассное мероприятии, посвященное Дню памяти жертв политический репрессий)

 

Наливайченко Ирина Владимировна учитель истории педагог дополнительного образования детей

МОУ ДОД «Станция юных туристов» г. Таганрог

Тема урока: «Политические репрессии в Приазовье и на Дону» (внеклассное мероприятие)

 

Овчинникова Ольга Вячеславовна преподаватель истории и обществознания

ГОУ СПО Краснодарский педагогический колледж № 3 КК г. Краснодар

Тема урока: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920-1930 годах»

 

Панкратова Ольга Владимировна  учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 14 (НОЦ) г. Губаха Пермский край

Тема урока: «Человек и история… «Уральские страницы» романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» (интегрированный урок)

 

Сватова Ирина Ивановна учитель истории

МОУ СОШ № 14 (НОЦ) г. Губаха Пермский край

Тема урока: «Человек и история… «Уральские страницы» романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» (интегрированный урок)

 

Пономарева Ирина Петровна учитель русского языка и литературы

МОУ Общеобразовательная гимназия № 3 г. Архангельск

Тема урока: «Дети войны»

 

Соколова Елена Альбертовна учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 6 с углубленным изучением иностранных языков» г. Северодвинск Архангельская область

Тема урока: «Возвращается дикое средневековье» или «мы наш, мы новый мир постоим…»? (урок-размышление над строками рассказа Е.И. Замятина «Дракон»)

 

Халезова Ольга Алексеевна учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 53 г. Киров

Тема урока: «Свобода как осознанная необходимость: линия жизни генерала Власова»

 

Чванина Татьяна Леонтьевна учитель истории

МОУ «Москаленская СОШ» п.Москаленский Марьяновский р-н Омская область

Тема урока: «Политические репрессии 1930- - начало 50-х годов в Омском Прииртышье (на материалах п. Москаленский)» (урок – конференция)

 

Яковлева Людмила Эргардовна учитель истории

 МОУ «СОШ п. Армань» п. Армань Магаданская область

Тема урока: «По другую сторону войны…»

 

Яцко Ольга Николаевна учитель литературы

МОУ «СОШ п. Армань» п. Армань Магаданская область

Тема урока: «По другую сторону войны…»

 

Якшина Дина Васильевна учитель русского языка и литературы

МОУ лицей № 49 г. Калининград

Тема урока: «Политические репрессии и сопротивление несвободе в СССР» (интегрированный урок)

 

Вишневский Александр Валерьевич учитель истории и обществознания

МОУ лицей № 49 г. Калининград

Тема урока: «Политические репрессии и сопротивление несвободе в СССР» (интегрированный урок)

 

 

 
Евгения Риле
Администратор

Евгения Риле
Всего сообщений: 37
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
10 апр. 2009
NEW! 7 ноября 2011 21:05 Профиль | Наверх |
 

Добавить сообщение на форум может только зарегистрированный пользователь.
Если Вы уже зарегистрированы, вы можете зайти на форум под своим именем


Последние темы: RSS 
11-й Конкурс (2012-2013) проводиться не будет
Отчет о Конференции 11 - 13 мая 2012
По итогам Конференции.
Материалы к выступлению «Метапредметный подход в образовании при проведении Конк
Материалы к мастер-классу Сорокиной Е.Н. и Некрыловой Е.Р.

Самые активные 5 тем: RSS 








© 2001 - 2014 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.