Поиск по сайту
Андрей Дмитриевич Сахаров. Биография. Летопись. Взгляды
Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь

RSS.XML


Пожертвования









Андрей Дмитриевич Сахаров : Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды : Электронная версия


Фильм Мой отец – академик Сахаров :: открытое письмо Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту


 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
    Главная >> Проекты >> Памятник А.Сахарову >>    
 

Памятник академику Сахарову в Москве

 

Обращение
Инициативной группы по созданию памятника академику Сахарову в Москве

 
Прошло больше 20 лет с тех пор, как не стало Андрея Дмитриевича Сахарова. Его имя прочно вписано в историю СССР и России. Сейчас обсуждается вопрос об установке памятника Сахарову в Москве – в городе, с которым была связана вся его жизнь. «Общественная Комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» планирует ряд мероприятий, имеющих целью создание такого памятника (см.Заявление Общественной Комиссии). 
 
Первый вопрос – подыскать для памятника хорошее место. Логично, если это место будет связано с биографией Сахарова. Важно, чтобы памятник был хорошо виден, чтобы к нему было удобно подойти. Кроме того, памятник не должен быть оторван от основных артерий городской жизни. Несколько разумных предложений уже имеются (см. ниже). Возможно, однако, что ни один из этих вариантов не пройдёт технического согласования в градостроительной комиссии, поэтому имеет смысл этот список расширить.
 
Мы надеемся на помощь общества в этом вопросе, и будем искренне признательны за каждое добросовестное предложение. До конца июля мы готовы рассматривать их и обсуждать, а в конце августа планируем обратиться в городские структуры с заявкой на установку памятника.
 
Следующий вопрос, отчасти связанный с предыдущим – какова должна быть концепция памятника? Какая сторона личности и деятельности А.Д. Сахарова должна быть увековечена в памятнике? Сахаров – ученый и один из создателей ядерного щита своей родины?  Сахаров – политический мыслитель и бесстрашный борец за права человека? Сахаров – гуманист и наследник традиций российской интеллигенции? Что именно из его жизни и деятельности мы хотим увековечить? Подчеркнем: не каким памятник должен быть, но - чему он должен быть посвящен, в чем должна состоять его основная идея?  
 
Мы будем благодарны каждому, кто предложит собственное видение общей концепции памятника. Все предложения будут выложены на сайте и учтены.
 
Инициативная группа:
 
1)      Боннэр Елена Георгиевна – почетный председатель инициативной группы.
 
Координаторы:
 
2)      Бахмин Вячеслав Иванович          (Член Московской хельсинкской группы)
3)      Гефтер Валентин Михайлович     (Институт прав человека)
4)      Литинский Леонид Борисович     (Общественная Комиссия по сохранениюнаследия академика Сахарова)
5)      Лукашевский Сергей Маркович Исполнительный директор Сахаровскогоцентра в г. Москве.
6)      Янкелевич Татьяна Ивановна (США)    - представитель за рубежом.
 
Худсовет:         
 
7)      Бажанов Леонид Александрович (Государственный центр современного искусства).
8)      Бунимович Евгений Абрамович (Мандельштамовское общество).
9)      Грин Андрей Александрович      (Заместитель Главного архитектораг.Москвы)
 
 
 
Предварительный список мест расположения памятника А.Д.Сахарову
 
  1. Пересечение Садового кольца с проспектом Сахарова – предложение привязано к проспекту имени Сахарова.
     
  2. Начало Никитского бульвара, выходящее на площадь Никитских ворот. Это – места детства и юности Сахарова: консерватория, церковь, где венчался Пушкин, путь в старое здание университета. (По периметру площади стоят памятники Тимирязеву, А.Н. Толстому, Пушкину и Натали – это может помешать).
     
  3. Пересечение бульварного кольца с улицей Воронцово Поле (б. Обуха) - конец Яузского бульвара/начало Покровского. Сахаров жил в 500 метрах от этого места. Это - бульвар, без единого «конкурирующего» памятника, с хорошим подходом.
     
  4. Начало сквера, ведущего к зданию Сахаровского центра – через дорогу от дома, в котором Сахаров прожил последние почти 20 лет жизни. Рядом находится общественный центр имени Сахарова. (В этом месте имеются еще 2 памятника).
     
  5. Ленинский проспект, в районе ФИАНа, с которым А.Д. Сахаров был связан большую часть своей жизни. Поблизости находится площадь Игоря Евгеньевича Тамма, что немаловажно. Можно подобрать хорошее место для памятника в этом районе.
 
  Заявление Общественной Комиссии по сохранению наследия академика Сахарова о намерении осуществить комплекс мероприятий по созданию и установке в Москве памятника Андрею Дмитриевичу Сахарову. 22 мая 2010 >>>>>

к началу текста

Предложения:

  

1-30 из 55 комментариев
влад – москва
September 29, 2013 - 17:40

странно по заслугам Сахаров сделал гораздо больше для России чем кто либо. Первый в открытую не стесняясь и не боясь пытался защитить права простого человека.
В отличии от сегодняшних защитников демократии(если вспомнить что значит демократия в переводе с греческого)
В итоге памятник Солженицыну уже открыт. а Сахарову все обсуждается.

Константин – Москва
March 13, 2012 - 07:48

похоже, я погорячился....Лубянка всё же не подходит для такого памятника. Время идёт и взгляд на вещи меняется. Памятник не должен быть в пику кому-то или чему-то. Это не инструмент противостояния. Режимы, как известно, уходят, а памятники остаются.
Когда уходят, конечно.

Константин – Москва
April 13, 2011 - 09:58

Похоже, у меня появились единомышленники - Лубянская площадь - наиболее соответствующее место памятнику.

Борис Леонидович – г Москва
April 12, 2011 - 13:45

Уважаемая Евгения, мне не совсем понятны мотивы и причины по которым Елена Георгиевна не хочет памятника Сахарову.Допустим причины есть и очень даже объективные. Но следует признать тот факт ,что в России с такими людьми как Сахаров -ДЕФИЦИТ и их катастрофически не хватает, как чистого воздуха. Это страшный и позорный факт.Извините меня но я хочу Вам в качестве примера привести буквально строку из всеми нами любимого Венички Ерофеева.......Когда-то, очень давно,в Лобне ,у вокзала ,зарезало поездом человека, и непостижимо зарезало:всю его нижнюю половину измолотило в мелкие дребезги и расшвыряло по полотну,а верхняя половина ,от пояса осталась ,как бы живою,и стояло у рельсов ,как стоят на постаментах бюсты разной сволочи.......Эту категорию людей мы очень хорошо знаем .Ей изгажена вся страна .Я сам живу на ул Сергея Лазо который закапывал живых людей в землю . В России должен быть памятник человеку который отдал всего себя людям ,и эти ЧЕЛОВЕКОМ должен быть Сахаров.

Борис Леонидович – г Москва
April 12, 2011 - 13:44

Уважаемая Евгения, мне не совсем понятны мотивы и причины по которым Елена Георгиевна не хочет памятника Сахарову.Допустим причины есть и очень даже объективные. Но следует признать тот факт ,что в России с такими людьми как Сахаров -ДЕФИЦИТ и их катастрофически не хватает, как чистого воздуха. Это страшный и позорный факт.Извините меня но я хочу Вам в качестве примера привести буквально строку из всеми нами любимого Венички Ерофеева.......Когда-то, очень давно,в Лобне ,у вокзала ,зарезало поездом человека, и непостижимо зарезало:всю его нижнюю половину измолотило в мелкие дребезги и расшвыряло по полотну,а верхняя половина ,от пояса осталась ,как бы живою,и стояло у рельсов ,как стоят на постаментах бюсты разной сволочи.......Эту категорию людей мы очень хорошо знаем .Ей изгажена вся страна .Я сам живу на ул Сергея Лазо который закапывал живых людей в землю . В России должен быть памятник человеку который отдал всего себя людям ,и эти ЧЕЛОВЕКОМ должен быть Сахаров.

Борис Черняк – Москва
July 10, 2010 - 14:13

Место для памятника А Д Сахарова должно находится возле здания Плахи России на Лубянской Площади в Москве. Лучшего места трудно себе представить.Памятник Сахарову во весь рост с разорванными наручниками и смотрящему на здание бывшей биржи.

Re:  Борис Черняк
Анатолий Баташев
April 10, 2011 - 17:45

Мне кажется, лучшее место рядом с Политехническим музеем, рядом с памятником героям Плевны. Сахаров на трибуне съезда, держащий в руке такой маленький земной шар.

Юликов Владимир – москва
July 09, 2010 - 18:14

"Кусок" квартиры в Горьком так, чтобы можно было пройти через памятник. Без высокого постамента. Как сценка из жизни в металле (бронзе), м.б. скульптор предложит другой материал. Пока жива Е.Г. можно использовать её воспоминания для значимых деталей.

михаил занадворов – москва
July 06, 2010 - 23:15

У меня скорее не комментарий, а важный вопрос. Я на "Гранях" читал обращение Елены Боннэр о том, что она принципиально против памятника академ. Сахарову в стране, где попираются права человека и где правят Путин и Медведев. Импульс ее обращения понятен. Что, разве позиция Елены Георгиевны изменилась?? Может ли центр Сахарова (или сама Елена Георгаевна) мне ответить?? Михаил Занадворов, диссидент70-х 80-х годов.

Re:  михаил занадворов
Евгения – Москва
July 08, 2010 - 07:49

Не знаю, Михаил, что Вам ответить. Думаю, что Вам стоит спросить у самой Елены Георгиевны. Здесь бы хотелось обсудить именно памятник Сахарову и место для него. Как это видится.

Константин – Москва
July 06, 2010 - 13:00

я бы не стал путать памятник и его назначение с самим человеком, его индивидуальностью и другими ситуативными признаками кратковременного характера. Тут человек пробует за Историю говорить, если я не ошибаюсь, конечно.

юрий фатенко – г. Владимир
July 05, 2010 - 21:12

я присоединяюсь к предложению Михаила Занадворова - У центра Сахарову само то. Там уютно и скромно - что соответствует личности Андрея Дмитриевича. Не нужно выставлять его на площадь. Это полмпезно.

юрий фатенко – г. Владимир
July 05, 2010 - 21:00

что касательно концепции. предлагаю в стиле известной фотографии
Юрия Роста
http://peterburg2.ru/events/40375.html

Николай Гудсков – Vjcrdf
July 01, 2010 - 08:37

1) Что памятник должен отразить?
ВСЕ стороны многогранной личности Сахарова - без учёного не было бы общественного деятеля и гуманиста, но и без гуманиста не было бы учёного...
2) Где?
Есть не указанное отличное место: пространство на углу Земляного вала с Воронцовым полем - там есть хорошая площадка перед домом № 15. Это
а) очень близко от его дома и от музея:
б) других памятников рядом нет, т.е. нет визуальной и идейной конкуренции;
в) место очень людное, на него будут обращать внимание (и, значит. больше вспоминать Сахарова).
(Есть ещё хороший для памятника в начале Верхней Сыромятнической по левой стороне если идти от центра, но оно менее заметное Из-за незаметности со стороны ещё более не годится сквер у музея - незаметный памятник не выполняет свою функцию).

Re:  Николай Гудсков
Marina
July 01, 2010 - 09:16

согласна с Николаем Гудсковым по поводу Земляного вала !Очень хорошая идея

Павел – Дальний Восток
July 01, 2010 - 01:57

Поддерживаю установку памятника в сквере возле Сахаровского центра. Что касается концепции: чем меньше помпезности, тем лучше. Надо показать не правозащитника, ученого, гения, буревестника или мужа Е.Бонер, а ЧЕЛОВЕКА, личность свободную и самодостаточную и тут три пути: показать А.Д. трогательно: например, выпускающим птичку на волю, или использовать формальные приемы, которые могут быть не очень правильно истолкованы (наглядный пример - памятник Высоцкому, который некоторые окрестили "врагу не сдается". Третий путь - поставить "пустышку" - трехмерную "фотографию" без конкретного посыла зрителю, что несомненно не поможет реализации целей проекта.

Леонид Коломенский – Москва
June 30, 2010 - 16:34

В сквере рядом с музеем А.Д.Сахарова.

Константин – Москва
June 30, 2010 - 13:05

Мавзолей на Красной площади трогать не будем, всё-таки уроки истории. И не из дурных побуждений незаурядный человек боролся - за человеческие иллюзии, быть может. Так "не ошибается.." мы знаем, кто. Он нам и пояснил, кстати, как в воду глядел.
А вот Лубянка в самый раз место для памятника академику Сахарову. Чтобы в избушке через дорогу кто ни есть нет-нет, да задумался, глядя в окно: "что ж мы делаем, братцы...!!??"

Максим
June 30, 2010 - 10:13

Предлагаю сделать совместную композицию: Сахаров и Боннер. Без своей второй половины - идейного друга и вдохновителя он остался бы в нашей памяти только как великий ученый.

Re:  Максим
Dedow – Moscow
June 30, 2010 - 10:24

Вот и надо поставить бюст перед АН РФ. Андрей Дмитриевич вошел в мировую историю как великий ученый, пока не познакомился с Еленой Боннер.

Re:  Максим
Борис Черняк – Москва
July 10, 2010 - 18:43

Представляю что бы случилось с Адамом если он не встретил Евы.

Oleg Dedow – Moscow
June 30, 2010 - 09:59

Предлагаю не ставить памятнник тов. Сахарову вообще и не заниматься большевистким фетишизмом. Лучший памятник А.Д. Сахарову- это народная память и цветы на его могиле.

Re:  Oleg Dedow
Васильева Ольга – Cheboksary-Moscow
July 09, 2010 - 06:12

А никто и не говорит о тщеславности. Памятник необходим однозначно с целью памяти, а перечислить его заслуги в современном обществе смогут единицы (анализирую интересы своих сверстников). Он очень много сделал, а оставаться в памяти как один из создателей ядерной бомбы - это мелочно.

KHISIM – Chelyabinsk
June 30, 2010 - 09:41

190 стран при организации ООН смертельно сильно боялись коммунистическую бандитскую власть и только США 1976 году написали план на 10 - 15 лет бороться за права человека и 1977 году начали бороться за права человека и победили в 1993 году 12 декабря граждане России получили право на жизнь свободу и счастье спасибо Америке. Памятник академику Сахарову в поставьте на красной площади в Москве.

Re:  KHISIM
Юрий – Киев
November 12, 2010 - 12:46

Надо же, мне в 1993 было 35, оказывается я дожил до таких лет ,не имея права на жизнь! Да, а в 1993 мы получили свободу ограбить и обворовать ближнего, а счастье, по-вашему, очевидно, возможность ограбить свою страну и народ безнаказанно. Памятники Сахарову ,конечно же следует поставить по всей стране. Вам гитлеровски наследникам, вслед за Сахаровым, добивающим Россию, будет приятно, а всякому, мало-мальски здравомыслящему гражданину будет наглядный урок: как можно из статуса великого ученого и Героя страны, переместится в роль предателя и абсолютной, без шансов, политической пустышки и жалкой марионетки.

Re:  KHISIM
Евгения – Москва
November 13, 2010 - 07:40

RE: Юрию

Много - желчи и яду. Мало - понимания. Что такое пишете? Повторяете чьи-то слова?

Константин – Москва
June 30, 2010 - 09:06

Считаю самым подходящим местом памятнику академику Сахарову является Лубянская площадь. Я не шучу, хотя звучит безумно, быть может. Нет нужды пояснять связи академика с этим местом. Виден памятник будет хорошо. А доступ непосредственный к нему не считаю в этом случае критическим аргументом против.

Ван Ин – Китай
June 30, 2010 - 08:59

Я бы предложил на Красной площади вместо мовзалея Ленина.

Re:  Ван Ин
Marina
June 30, 2010 - 09:12

"Я бы предложил на Красной площади вместо мовзалея Ленина" -
Сахарова бы стошнило от этой мысли , он не любил помпезность и мессианство . Не даром он похоронен на Востряковском , а не на Новодевичьем . Красная площадь исторический центр России , а не VIP кладбище и не музей Родена для исторических фигур , даже действительно великих .

Евгения – Москва
June 30, 2010 - 08:26

Друзья!
На этой странице мы добавили список инициативной группы, который был озвучен 22 мая в заявлении Общественной комиссии.
Елена Георгиевна Боннэр - почетный председатель этой группы.

Оставьте Комментарий



?
? ?



    


Код баннера для LiveJournal и других персональных страничек со ссылкой на эту страницу:


Так выглядит баннер:     Памятник академику Сахарову в Москве : Проект






© 2001 - 2017 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.