Поиск по сайту
Андрей Дмитриевич Сахаров. Биография. Летопись. Взгляды
Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь

RSS.XML


Пожертвования









Андрей Дмитриевич Сахаров : Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды : Электронная версия


Фильм Мой отец – академик Сахаров :: открытое письмо Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту


 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
    Главная >> Уголовное дело о выставке «Запретное искусство - 2006» >> Письма в поддержку организаторов выставки >> >>    
 
Содержание страницы

Открытые письма и письма общественных организаций

_____

Заместителю председателя Совета Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Л.Б. Литинскому

Заместителю председателя Совета Музея
и общественного центра
имени Андрея Сахарова
Л.Б. Литинскому



7 июня 2008 г.

Уважаемый Леонид Борисович!

Спасибо за Ваше письмо (e-mail), полученное 6 июня.

Ю.В.Самодурова и А.В.Ерофеева, конечно же, нужно защищать, но я болен (не могу ходить и т.п.), да и мне 91 год. Поэтому я не могу и не хочу заниматься перепиской с прокуратурой. Свое мнение высказываю в нижеследующем письме. Оно, так сказать, открытое (а не личное), и Вы можете посылать его и показывать кому угодно.

Я не люблю ссылаться на свои регалии, но для того, чтобы мое письмо не выбросили в корзинку не читая, сообщу, что я - лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий, член Российской Академии наук и ряда иностранных Академий наук, награжден рядом орденов, в том числе и «Орденом за заслуги перед Отечеством 1-ой степени». Так что придется суду принять мое письмо во внимание.

Теперь по существу.

Во-первых, я, конечно, был знаком с А.Д.Сахаровым и даже писал о нем, но никогда не был в музее его имени и не знаком с Ю.В.Самодуровым и А.В.Ерофеевым. Во-вторых, поскольку я выставку в музее имени Сахарова, естественно, не видел, хочу уточнить, насколько понимаю, речь идет о закрытой (т.е. не выходящей на улицу) антирелигиозной выставке со свободным посещением.

Если это так, то о каком же уголовном преследовании может идти речь? Такое преследование является нарушением Конституции РФ, согласно которой граждане России имеют право исповедовать любую религию (кроме, конечно, бандитских) или быть атеистами.

Поскольку недобросовестные или неосведомленные люди произвольно отождествляют атеистов с воинствующими безбожниками (Ленин, кажется, называл их воинствующими атеистами), подчеркну, что совершенно неверно считать каждого атеиста (т.е. человека, считающего, что никакого бога не существует) воинствующим безбожником. Это так же абсурдно, как считать каждого католика сторонником инквизиции.

Так вот, как и у верующих, так и у атеистов, признающих положение о свободе совести (я, конечно, принадлежу к их числу), есть свои права. Верующим и, конкретно, православным, нельзя запрещать ходить в церковь или на различные выставки религиозного или даже культового характера (демонстрацию так называемых мощей, различных икон и т.п.). А атеистам нельзя запрещать организовывать и ходить на антирелигиозные выставки. Другое дело, что эти выставки можно критиковать за их содержание с эстетической и культуроведческой точек зрения. Но это не дело суда.

В присланном мне Постановлении о привлечении Ю.В.Самодурова к уголовной ответственности, сообщается также, что посещение выставки нанесло якобы какой-то вред посетившим ее. Ну, это просто похоже на известный анекдот: некий гражданин смотрел в замочную скважину в двери супружеской спальни и то, что он увидел, его, бедняжку, травмировало. Ведь тот, кто не хотел на выставку, мог не ходить (или если уже пошел, то уйти).

Еще раз подчеркну, что я не защищаю конкретного содержания выставки, которую не видел. Давать оценку содержанию выставки дело в первую очередь, искусствоведов и представителей Министерства культуры. Я не знаком с законодательством, но допускаю, что по закону можно закрывать выставки по представлению Министерства культуры.

Привлекать же к уголовной ответственности лиц, организующих антирелигиозную выставку - значит преследовать атеистов в нарушение Конституции РФ, декларирующей свободу совести.

Надеюсь, суд не согласится с представлением прокуратуры, а если он, тем не менее, осудит Ю.В.Самодурова и А.В.Ерофеева, то советую, помимо обжалования этого решения в вышестоящем суде, обратиться к Президенту РФ Д.А.Медведеву. Он юрист и политик, а потому понимает, как я уверен, что «отстрел» атеистов не принесет пользы и славы России.

Искренне Ваш

_____

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В ЗАЩИТУ САХАРОВСКОГО ЦЕНТРА
УКОРОТИТЬ РУКИ ЦЕРКОВНЫМ ГРОМИЛАМ

Мотивы, по которым привлекаются к уголовной ответственности устроители выставки «Запретное искусство», не выдерживают никакой критики.

Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, стаж научной деятельности 40 лет, в своем, сделанном по просьбе следователя, экспертном отзыве по поводу экспозиции, возмущается работой Вагрича Бахчаняна 1980-го года, где сакральные символы соединяются с изображением Ленина: «Учитывая... факты ненависти и нетерпимости В.И.Ульянова-Ленина к православному христианству и православным верующим, его крайне агрессивное нетерпимое отношение к одному лишь упоминанию Бога...» и т.д.

Что писал бы тот же или ему подобный эксперт для (возможно} того же) следователя в период брежневского застоя? Праведный гнев и накал возмущения были бы те же, но выражались бы с обратной мотивировкой: как посмел т. н. «художник», злостный антисоветчик и т.п. поместить рядом с церковным мракобесием святое для каждого советского человека изображение основателя нашего социалистического государства Великого Ленина!

Уже за одно то, что конъюнктурный тов. Слободчиков В.И. теперь, в 2008 году взахлеб агитирует за Иисуса Христа, а не за В.И.Ленина, уже за одно это можно сказать спасибо и автору коллажа Бахчиняну и Сахаров-скому центру, устроившему его показ. Да и всему Соцарту с его стремлением к свободной мысли и к высмеиванию любой официальной фальши, коей был в те времена почти религиозный культ Ленина. (А ведь тогда тоже нашлись бы громилы и трудящиеся писали бы письма.) Перемены не приходят сами.

Старший следователь СО по Таганскому району Коробков Е.Е. сочинил постановление с перечислением работ, представленных на выставке, а призванные им эксперты Вдовиченко А.В., Энеева Н.Т. и Слободчиков В.Н. выдали свои заключения, которые по большей части иначе как ахинеей не назовешь. Их конечной целью является фабрикация обвинений художникам в возбуждении ненависти и вражды, хотя на самом деле именно инициаторы этой кампании ее и возбуждают, «способствуя тем самым расколу общества».

Читая экспертизу создается впечатление, что эксперты просто не понимают с чем имеют дело, что хотел сказать художник. Что, как не высказывание в защиту церкви и против комсомольцев двадцатых годов, представляет собой провокативная работа покойного Вячеслава Сысоева «Юный атеист»? С какой поры описание, показ ужаса являются призывом к нему? Если художник продолжает чью-то мысль и нарочно доводит ее до абсурда, это не значит, что он ее разделяет. Наоборот.

Далее. Неужели не ясно, что работа А. Косолапова «Реклама МакДональ-да» бьет вовсе не по Спасителю, а как раз по дьявольскому и хитрому, с позиции автора, МакДональду.

Смотрим еще заключения экспертов. Какому разжиганию национальной и религиозной розни может служить фото голого (ах, какое кощунство) по пояс (!) Руцкого? Господа, вы что с ума сошли?

Выставленное в центре Сахарова никогда не умалит веру истинно верующего, даже если он случайно забредет на эту чуждую для него выставку. Но оно бьет по ханжам от религии, карьеристам и ловкачам, этой верой прикрывающимся. Посмотрим на работу А.Косолапова «Черная игра» и вспомним холеные физиономии некоторых иерархов еще в советские времена ездивших на службу в черных лимузинах. Икра под водочку на них высвечивалась гораздо больше, чем черты аскетизма и духовности. Художник попал не в бровь, а в глаз, потому и столько возмущений (на зеркало неча пенять...).

В какой стране мы хотим жить? Хотелось бы, чтобы не в тоталитарной, где всё под одну гребенку, все ходят, говорят и думают (или вовсе не думают) одинаково. А ведь именно так и произойдет, если следовать советам М.Леонтьева и ему подобных («сажать и надолго»? - это уже не было).

А почему бы не попытаться построить общество плюралистичное, где мирно сосуществовали бы разные люди, разные убеждения, разные образы жизни? Так как ни существование Бога, ни его несуществование нельзя доказать научно, это лишь предмет именно веры, то считается, что отрицание Бога, т.е. атеизм - это та же вера со своей философской системой обоснований. И как одна из вер, она тоже имеет право на выражение в светском государстве. Многие мыслители и искатели истины приходили к атеистическому мировоззрению, и это не значит, что они были менее нравственны, чем приверженцы культа. Право на высказывание имеют и агностики, т.е. люди ищущие и сомневающиеся в абсолютной правоте какой-либо из сторон.

При желании можно увидеть провокацию в чем угодно, можно записать, например, во враги православия Пушкина: «От первого щелка прыгнул поп до потолка». (Кстати, такие попытки православной церковью уже делались.) Никто не будет издавать «Гаврилиаду» в серии «Библиотека школьника», но в академических изданиях она печатается, и никакой академик пока не жаловался, что поэма Пушкина «принижает его нравственные достоинства».

Сакральные символы веры хранят свою сакральность на определенной территории, в кругу людей их таковыми признающих. За пределами этой территории, среди людей иных убеждений, они свою сакральность теряют, заменяются другими символами. Если мы не хотим установить в стране единомыслие, то должны признать равное право разных групп населяющих страну граждан на высказывание своего мнения, своих взглядов, своих вкусов и предпочтений.

Как видится, выставка в Сахаровском центре делалась не для массового зрителя. В ней были заинтересованы прежде всего сами художники, которым хотелось посмотреть, что же из их произведений ранее было запрещено, подверглось цензуре (которой по нашей Конституции не должно быть). Более того, делалось все, чтобы неподготовленный или несовершеннолетний зритель этих работ не увидел. Шумиху устроила противоположная сторона.

Если этот искуственно раздутый скандал исходит из клерикальных кругов, то это действие самых дремучих, самых реакционных и агрессивных сил православного сообщества.

Вся эта кампания по поводу выставки не иначе как или глупость, или сведение счетов, или чей-то политический расчет. Или все это вместе.

И. Шелковский.
художник

_____

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукину от движения «За права человека»

Многоуважаемый Владимир Петрович!

Как Вам наверное известно следственный отдел по Таганскому району следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве возбудил уголовное дело № 402588,по факту проведения в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова 7-31 марта 2007г. выставки «Запретное искусство - 2006».

Обвиняемыми по этому делу по статье ч. 2 ст. 282 УК РФ стали директор Музея Юрий Вадимович Самодуров, а также известный искусствовед, куратор отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Андрей Владимирович Ерофеев.

Дело возбуждено по заявлениям от общественных организаций, в т.ч. религиозно-националистической направленности, и граждан, от нескольких депутатов Госдумы прошлого созыва.

По моему мнению, мнению многих моих коллег и видных общественных деятелей, само содержание обвинения носит саморазоблачительный, инкизиторский характер.

Так, по мнению следствия, "посетители выставки подверглись при просмотре указанных экспонатов сильнейшему психотравмирующему воздействию чрезмерной силы, несущему прямую угрозу целостности личности и разрушения сложившейся у них картины мира, что явилось психотравмирующим событием и сильнейшим стрессовым фактором для них, причинило им непереносимые нравственные страдания и стресс, а также чувства униженности их человеческого достоинства"'.

Ведущий дело старший следователь следственного отдела юрист 1 класса Е.Е. Коробков откровенно, в присутствии адвокатов, сказал одному из обвиняемых, что тот занимается антигосударственной деятельностью, а другому - что «народ хочет закрытия Сахаровского центра» и «процесс - политический».

В конце июня - начале июле дело может быть передано в суд.

Как член Совета Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека», имени Андрея Сахарова, я обращаюсь к Вам, как к авторитетному должностному лицу, чья миссия свидетельствовать о важности защиты в России прав человека в их общезначимом понимании, и содействовать защите и уважению этих прав органами власти и субъектами гражданского общества.

В данном случае, это права, гарантированные статьей 10 ЕКПЧ, статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьей 15 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, статьями 13 и 14 Декларации прав человека и гражданина РСФСР и Конституцией РФ.

Прошу Вас способствовать прекращению этого уголовного дела, дискредитирующего заявленную новым Президентом нашей страны Д.А. Медведевым и Генеральным прокурором Ю.Я. Чайка политику на оздоровление российского правосудия.

Приложение: постановление следователя от 15.05.08 г. о привлечении Самодурова Ю.В. в качестве обвиняемого.

Заранее благодарю,
С уважением,
Л.А. Пономарев,
Исполнительный директор Общероссийского общественного движения
«За права человека», член Экспертного Совета




Читайте также на сайте:

  • Выставка «Запретное искусство - 2006» - уголовное дело?
    Документы и другие материалы об уголовном деле


  • О выставке «Запретное искусство - 2006».
    7.03.2007 - 31.03.2007

    Выставка «Запретное искусство - 2006»

    Материалы к выставке на английском языке
    Materials in English:





    © 2001 - 2017 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.




    Адрес страницы: http://www.sakharov-center.ru/news/2007/forbidden-pollice/letter2.php