Документы по уголовному делу №402588
о выставке «Запретное искусство - 2006»
полученные из прокуратуры

Внимание: текст содержит ненормативную лексику, которая может показаться читателю оскорбительной

Это новый вариант Постановления о привлечении в качестве обвиняемого.
На 2 дня раньше (13 мая 2008 года) директору Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Ю.В.Самодурову
юристом 1 класса Е.Е. Коробковым в присутствии адвокатов был вручен
предыдущий вариант Постановления о привлечении в качестве обвиняемого

Текст постановления о привлечении Ю.В.Самодурова в качестве обвиняемого по делу полученный Ю.В.Самодуровым 15 мая 2008 года.

Смотреть документ > >

English text
The text of the charges that were officially presented to Mr. Samodurov on May -15, 2008 > >




ПОСТАНОВЛЕНИЕ о привлечении в качестве обвиняемого_
город Москва "15" мая 2008 г.
Старший следователь следственного отдела по Таганскому району следственного управ- ления Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве юрист 1 класса Е.Е. Коробков, рассмотрев материалы уголовного дела № 402588,
УСТАНОВИЛ:
По делу собрано достаточно доказательств, дающих основания для предъявления обвинения Самодурову Юрию Вадимовичу в том, что он совершил действия, направлен- ные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, совершённые публично, лицом, с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, а именно : Самодуров Ю.В., являясь на основании решения общего собрания членов международ- ной общественной организации "Фонд Андрея Сахарова - Общественная комиссия по сохране- нию наследия академика Сахарова" от 09.06.2007 исполнительным директором международной общественной организации "Фонд Андрея Сахарова - Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" и, на основании решения Совета автономной некоммерческой организации культуры "Музей и общественный центр "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова", - директором автономной некоммерческой организации культуры "Музей и общественный центр "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова" (в дальнейшем - музей) в неустановленное следствием время и месте вступил в предварительный сговор с Ерофеевым А.В., состоящим в должности заведующего отделом новейших течений Государст- венной Третьяковской галереи, для совместной подготовки и проведения в городе Москве об- щедоступной выставки, чёткая концептуальная направленность которой состояла в публичном выражении в наглядно-демонстративной форме унизительного и оскорбительного отношения к христианской религии в целом, а к православному христианству - в особенности, а также к ре- лигиозным символам, почитаемым православными верующими, путём публичной демонстра- ции в помещении музея по адресу : г. Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6, специально ото- бранных экспонатов, возбуждающих ненависть и вражду, а также унижающих достоинство группы лиц по признаку их отношения к христианской религии в целом и православному хри- стианству в особенности. В соответствии с достигнутой договорённостью на проведение выше- указанной выставки Ерофееву А.В. отводилась роль куратора выставки, заключающаяся в раз- работке её концепции, а также в подборе экспонатов выставки, в то время как роль Самодурова Ю.В. как директора музея состояла в даче разрешения на демонстрацию экспозиции выставки в помещении музея, окончательном совместно с Ерофеевым А.В. отборе экспонатов и непосред- ственном размещении экспозиции, финансировании затрат на проведение выставки. Используя своё служебное положение директора музея и полномочия, которыми он на- делён в силу ст. 7 Устава музея (руководить текущей деятельностью музея, действовать без до- веренности от имени музея, нести ответственность за выбор, приобретение, установку и функ- ционирование всех экспонатов и подготовку экспозиции музея, отвечать за выбор и исполнение всех программ и проектов музея, при сотрудничестве с советом музея, персоналом, консульта- тивным советом, сторонними специалистами), Самодуров Ю.В. принял решение о размещении будущей экспозиции выставки в помещении музея по адресу : г. Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6, на период с 07 марта 2007 года по 31 марта 2007 года, заранее включив проведение выставки в утверждённый им как директором музея и размещённый на общедоступном Интер- нет-сайте музея план выставочной деятельности на 2007 год, обеспечил техническую поддерж- ку для создания экспозиции выставки, наибольшим образом соответствующей её преступным целям. Далее, во исполнение совместного преступного умысла. Ерофеев А.В., используя своё служебное положение и профессиональные познания, осуществил подбор и доставление в го- род Москву экспонатов, ранее не разрешённых к публичной демонстрации в различных выста- вочных залах и галереях, после чего представил нижеперечисленные экспонаты для обозрения Самодурову Ю.В. Осмотрев отобранные Ерофеевым А.В. ряд экспонатов и в полной мере осознавая их со- ответствие концептуальной направленности выставки, Самодуров Ю.В. дал согласие и принял решение о размещении и публичной бесплатной демонстрации в помещении музея по адресу : г. Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6 на период с 07 марта 2007 года по 31 марта 2007 года, согласно плану проведения выставок на 2007 год, ряда экспонатов из числа отобранных Еро- феевым А.В.; в том числе экспонат - графическую композицию И. Кабакова "Пошёл ты..., несущий в себе особо циничное и изощрённое деструктивное воздействие на сознание и подсознание зри- телей, исполненный с использованием наложения ряда изображений в стилистике, свойствен- ной для оформления детских рисунков, на фразы, состоящие из предельно грубых нецензурных (матерных) выражений и состоящий, таким образом, в совмещении несовместимого - образов детства и грязной, нецензурной, крайне оскорбительной брани, - что представляет для зрителя грубейшее и сильнейшее личное оскорбление, унижает его человеческое достоинство. в том числе экспонат - скульптуру Леонида Сокова "Памятник", включающую ненор- мативную матерную лекгчку, составляющую часть скульптуры, воплощённую., в пространст- венной реализации работы, выполненную из металла и представляющую собой совокупность трех букв "х", "у", "и", что образует при чтении сверху вниз нецензурное матерное слово, не- сущий в себе, учитывая общий антирелигиозный контекст выставки и название данного экспо- ната грубейшее надругательство над религиозными и нравственными чувствами граждан, уни- жение их человеческого достоинства ; в том числе экспонат "Кухонный разговор" Михаила Рогинского, включающий ненор- мативную матерную лексику, изображающий верхнюю поверхность стола, на которой распо- ложены стеклянная банка, нож, полуоткрытый спичечный коробок, круглое блюдо, рядом три круглых предмета (предположительно, картофелины), на стене за столом на зеленом фоне красная надпись нецензурного, матерного бранного характера, представляющая для зрителя грубейшее и сильнейшее личное оскорбление, унижение его человеческого достоинства ; в том числе экспонат - графическую композицию Авдея Тер-Оганьяна "Взрыв № 5", включающий ненормативную матерную лексику и составляющий собой стилизованное изо- бражение взрыва на фоне белых клубов дыма, всё это - на фиолетовом фоне, поверх чего напи- сано с восклицательным знаком состоящее из четырёх букв "х", "у", "я", "к" нецензурное, ма- терное слово, публичное употребление которого и экспонирование надписей этого слова явля- ется грубейшим оскорблением общественной нравственности ; в том числе экспонат "Реклама Макдональдса" под авторством А. Косолапова, пред- ставляющий собой выполненную средствами цветной шелкографии в виде плаката-постера графическую композицию, включающую размещенные на ярко красном фоне изображение ли- ца человека, узнаваемое, напоминающее манерой исполнения обычно используемое в церков- ном сакрально-культурном пространстве изображение Иисуса Христа, а также логотип сети ресторанов "Макдональдс" (включая соответствующее написание названия этой сети на анг- лийском языке) и выполненную белым шрифтом надпись на английском языке следующего со- держания "This is my body" (в переводе на русский язык: "Это - тело мое), - соединяющий са- кральное (образ Иисуса Христа и элемент христианского религиозного культа) с вульгарным (продукция массового питания) и тем самым содержащий в себе кощунственное надругательст- во над святым для православных таинством ; издевательски демонстрирующий и транслирую- щий идеи-утверждения о том, что тело Иисуса Христа не более ценно, чем гамбургер или иной продукт массового общественного питания, либо сравнимо (сопоставимо) с этими продуктами, что образ Иисуса Христа равноценен образу любого человека, который используется в реклам- ных акциях, что равноценны или сравнимы (сопоставимы) по сути религиозный христианский обряд причастия и употребление пищи в люДом заведении общественного питания, что Еван- гельские тексты не обладают особой ценностью и сравнимы по своей ценности с рекламными слоганами ; в том числе экспонат - "Икона-икра" под авторством А. Косолапова, представляющий собой выполненную посредством печати по холсту графическую композицию, представляю- щую собой совершенно определенно узнаваемый оклад православной христианской иконы Бо- городицы с Младенцем, вместо изображений ликов, кистей рук и облачений которых, состав- ляющих существенную и значимую для верующих часть указанной иконы, помещено натура- листическое изображение черной игры, повторяющее контуры указанных элементов оригинала иконы, - являющий собой в силу использованного приема пачкания православной иконы созна- тельную демонстрацию презрения к религиозным ценностям, надругательство над религиозны- ми чувствами верующих и унижение их человеческого достоинства, осуществляемые по мотиву религиозной нетерпимости и ненависти; в том числе экспонаты - две работы Александра Савича "Из серии путешествия Микки Мауса по истории искусства" ", изображающие евангельскую сцену Нагорной проповеди Ии- суса Христа и евангельскую сцену взятия Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском саду, из- готовленные на основе широко известных, узнаваемых (что абсолютно исключает любую двой- ственность толкования содержания и направленности этих экспонатов) гравюр Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда посредством их раскрашивания и размещения автором экспонатов вместо (поверх) лица Иисуса Христа изображения известного мультипликационного персонажа Микки Мауса, который является совершенно определенно узнаваемым комическим героем мульт- фильмов; в силу использованного приема соединения священного для верующих христиан об- раза Иисуса Христа и комичного образа Микки Мауса, представляющих собой карикатуры на Иисуса Христа, крайне оскорбительные и унизительные для человеческого достоинства право- славных верующих. Основная содержательная нагрузка и цель данных экспонатов состоят в том, чтобы транслировать следующие идеи-утверждения: что равноценны и равнозначны (со- поставимы) образы Иисуса Христа и Микки Мауса; что равноценны и равнозначны (сопоста- вимы) по своему культурному и нравственному содержанию православное христианство и лю- бой медийный продукт, например, мультфильм про Микки Мауса; что православное христиан- ство - своего рода мультипликационная сказка, история, предназначенная для времяпрепрово- ждения, легкого развлечения, не несущая в себе никакого ценного духовно-нравственного или религиозно-культурного содержания. Следовательно, указанные экспонаты А. Савича пред- ставляют собой и осуществляют предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфориче- ское высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии. Экспонат, совер- шенно очевидно, умышленно направлен на достижение указанного выше результата ; в том числе экспонат - "Без названия" под авторством В. Бахчаняна, представляющий собой фотоколлаж, изображающий один из фундаментальных христианских символов - распя- тие Иисуса Христа на кресте, при этом вместо головы Иисуса Христа автором экспоната поме- щено изображение советского ордена Ленина, что является крайне оскорбительным для право- славных верующих, унижает их человеческое достоинство. Основное содержание и цель данно- го экспоната состоят в том, чтобы транслировать следующие идеи-утверждения: что равноцен- ны и равнозначны образы Иисуса Христа и В.И. Ульянова-Ленина; что равным образом тотали- тарны и деспотичны как православное христианство, так и большевистский режим В.И. Улья- нова-Ленина. Следовательно, работа В. Бахчаняна "Без названия" представляет собой и осуще- ствляет предельно циничное, издевательское оскорбление и уничижительное, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, жесто- кое унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии. Экспонат, со- вершенно очевидно, умышленно направлен на достижение указанного выше результата; после чего Самодуров Ю.В., Ерофеев А.В., добиваясь дальнейшего усиления негативно- го психологического и нравственного воздействия экспонатов на сознание посетителей выстав- ки, пришли к выводу о необходимости сочетания в экспозиции выставки как экспонатов, со- держащих нецензурную брань, так и экспонатов с использованием религиозной символики, ос- корбительных по отношению к христианской религии и христианам как отдельным её предста- вителям содержания, для чего, используя свое служебное положение, обеспечили размещение таких экспонатов, как графическая композиция Авдея Тер-Оганьяна "Взрыв № 5", скульптура Леонида Сокова "Памятник", графическая композиция Ильи Кабакова "Пошёл ты...", картина "Кухонный разговор" Михаила Рогинского в непосредственной близости от других экспонатов, использующих и содержащих в себе религиозную символику христиан. В свою очередь, будучи публично представленными на выставке, последние содержат в себе унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные уста- новки в отношении группы лиц, являющихся верующими христианами. Указанные унизитель- ные характеристики проведены с помощью метода коллажа священных для христианской рели- гии символов, таких как крест, оклад иконы, священный литургический текст, иконография сюжетов Священной истории Нового Завета - с заведомо профанными образами - символами культуры потребления (логотип закусочной Макдональдс, изображение рыбной икры), вуль- гарными (персонаж мультфильмов про Микки Мауса) или в течение длительного времени про- тивопоставлявшимися христианству идеологическими символами, такими, как советский ор- ден или заголовок советской газеты "Известия". В качестве составной части коллажей подоб- раны образы, являющиеся по смыслу антонимами основных ценностей христианской веры и культа или же ассоциируются с образами его исторических противников. Таким образом, упот- ребленные в экспонатах и перечисленные выше образные приемы направлены на создание впе- чатления смыслового "перечеркивания", отрицания, уничтожения смысла христианских са- кральных симаолов и, следовательно, уничтожение смысла христианской веры, а тем самым и непосредственное и публичное оскорбление христиан как носителей этой веры. В полной мере учитывая выраженные в экспонатах негативные установки, предельно от- рицательные эмоциональные оценки в отношении группы лиц, являющихся верующими хри- стианами, Самодуров Ю.В. осознавал, что размещение графической композиции А. Тер- Оганьяна "Взрыв № 5", скульптуры Л. Сокова "Памятник", графической композиции И. Каба- кова "Пошёл ты...", экспоната "Кухонный разговор" М. Рогинского, как в совокупности, так и в отдельности, в непосредственной близости от других экспонатов, использующих элементы религиозной символики православного христианства, заведомо и непосредственным образом оскорбит религиозные чувства и унизит человеческое достоинство православных верующих. В продолжение задуманного, добиваясь дальнейшей реализации своих преступных наме- рений, Самодуров Ю.В. и Ерофеев А.В. умышленно и сознательно приняли решение о про- смотре посетителями экспонатов выставки через небольшое отверстие в загораживающей экс- понаты специально поставленной стене-перегородке, в результате чего ещё в большей степени усилено негативное психологическое и нравственное воздействие на зрителей выставки, воз- буждающее у них чувство оскорбленное™, униженности человеческого достоинства, которое выставка оказывала своим содержанием и направленностью, совокупностью использованных в её экспонатах средств визуального психологического воздействия, поскольку осознавали, что просмотр экспозиции посетителями через отверстия в стене-перегородке будет происходить не по причине согласия с позицией авторов экспонатов и организаторов выставки или их одобре- ния, а по причине самой по себе явки в место проведения выставки, то есть основного действия, проявляющего волю зрителя посетить выставку. Продолжая реализацию своего преступного умысла, направленного на возбуждение не- нависти и вражды и на унижение достоинства как можно более широкого круга верующих гра- ждан, исповедующих христианскую религию, в особенности православное христианство, добиваясь данной преступной цели, Ю.В. Самодуров в заключительный период проведения вы- ставки, 28.03.2008, в помещении Музея и Общественного центра им. А. Сахарова, организовал и провёл публичное обсуждение выставки с привлечением в том числе Ерофеева А.В., средств массовой информации и последующим опубликованием результатов обсуждения на общедос- тупном сайте музея в сети Интернет. В ходе публичного обсуждения выставки 28.03.2007, а также в своих последующих публичных выступлениях Самодуров Ю.В. неоднократно под- тверждал свой умысел на совершение действий, связанных с организацией указанной выставки совместно с Ерофеевым А.В. В результате вышеуказанных совместных действий Самодурова Ю.В., Ерофеева А.В. в специально предназначенном помещении Музея и Общественного центра им. А. Сахарова, рас- положенном по адресу : г. Москва, ул. Земляной вал, д. 57, стр. 6, была открыта и проведена общедоступная, бесплатно посещаемая выставка "Запретное искусство 2006", на которой с 07 марта 2007 года по 31 марта 2007 года публично демонстрировались объединённые в единую экспозицию экспонаты следующих авторов : Михаил Рошаль-Федоров "Дадим угля сверх пла- на", 1972, дерево, масло, Вячеслав Сысоев - "Апокалипсис", начало 1980-х, бумага, тушь, "Свет против тьмы". 1985-1986, бумага, тушь, гуашь, "Крестный ход", начало 1980-х, бумага, тушь ; Александр Косолапое - "Реклама Макдональдса", 2000, цветная шелкография, "Икона- икра", 1995, печать на холсте ; Александр Савко - две работы из серии "Путешествие Микки Мауса по истории искусства", 1995, печать по металлу ; Вагрич Бахчанян - Без названия, сере- дина 1980-х, фотоколлаж, "Известия", середина 1980-х, фотоколлаж ; Группа "Синие носы", "Чеченская Мерилин", 2004, фото ; Вячеслав Мизин, две работы из серии "Интимные места", 2004, фото ; Авдей Тер-Оганьян - "Взрыв №5", 2002, холст, масло ; Леонид Соков - "Памят- ник", 2002, металл, литье, "Поговорим", 1985, шелкография ; Илья Кабаков - "Пошел ты ...", конец 1980-х, шелкография ; Михаил Рогинский - "Кухонный разговор", 1966, холст, масло ; Дмитрий Гутов - "Календарь с выставки "Компромат"", 1996, Валерий Нилин : "Ясса", 2005, фото ; Группа "ПГ" - три работы из серии "Слава России", бумага, печать. Умысел Самодурова Ю.В. состоял в том, что он совместно с Ерофеевым А.В. произвел отюор экспонатов определенной направленности. Фонд экспонатов для формирования выставки изначально подбирался им совместно с Ерофеевым А.В. не по критериям их художественной ценности, а исключительно по критерию возможности их использования для более сильного выражения отрицательных эмоциональных оценок, нетерпимости в отношении граждан, испо- ведующих православную веру либо выражающих принадлежность или предпочтительное от- ношение к православному христианству, для целенаправленного, осознанного и умышленного показа кощунственных в религиозном смысле произведений. Данный факт подтверждается так- же и тем, что Самодуров Ю.В. в своих публичных выступлениях пытался подвести под свои действия идеологические и правовые основания, искажая действительное содержание норм российского законодательства. Сведения о проведении указанной выставки и содержании экспозиции стали известны неопределенному, широкому кругу граждан, исповедующих христианскую религию, в особен- ности православное христианство, в том числе и тем гражданам, которые не посещали выставку и не проживают в городе Москве и узнали о факте проведения выставки и её содержании из средств массовой информации и от граждан, выставку посещавших. В результате проведения выставки "Запретное искусство 2006" граждане, приверженные традиционным культурным ценностям русского народа, в особенности, граждане, исповедую- щие православную веру либо выражающие принадлежность или предпочтительное отношение к православному христианству, в том числе и в наибольшей степени - посетители выставки, подверглись при просмотре указанных экспонатов сильнейшему психотравмирующему воздей- ствию чрезмерной силы, несущему прямую угрозу целостности личности и разрушения сло- жившейся у них картины мира, что явилось психо-травмирующим событием и сильнейшим стрессовым фактором для них, причинило им непереносимые нравственные страдания и стресс, а также чувства униженности их человеческого достоинства. Как следствие указанных выше умышленных действий Самодурова Ю.В., Ерофеева А.В., выразившихся в совместной организации и проведении выставки "Запретное искусство 2006", были возбуждены ненависть и вражда, а также унижено достоинство широкого, неопределен- ного круга верующих граждан по признаку их отношения к христианской религии, в особенно- сти к православному христианству, чем грубо нарушены принципы конституционного строя Российской Федерации, закреплённые в положениях ч. 5 ст. 13, ст. 14, ст. 28 Конституции РФ, гарантирующих принцип веротерпимости как залог гражданского мира и демократического общества, то есть совершил преступление, предусмотренное п. "б" ч. 2 ст. 282 УК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 171 и 172 (175) УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь Самодурова Юрия Вадимовича 27.09.1951 г.р., уроженца города Москвы, в качестве обвиняемого по данному уголовному делу, предъявив ему обвинение в совер! преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 282 УК РФ, о чем ему объявить Следователь ___________ (подпись)


Смотреть документ > >





Читайте также на сайте:

  • Выставка «Запретное искусство - 2006» - уголовное дело?
    Документы и другие материалы об уголовном деле


  • О выставке «Запретное искусство - 2006».
    7.03.2007 - 31.03.2007

    Выставка «Запретное искусство - 2006»

    Материалы к выставке на английском языке
    Materials in English:

    Наверх





    Адрес страницы: http://www.sakharov-center.ru/news/2007/forbidden-pollice/1505posttext.php