Russian National Committee

FOR THE TERMINATION OF WAR AND RESTORATION OF PEACE IN THE CHECHEN REPUBLIC

 

                107120, Moscow                                                                tel.: (095) 923-44-20

                St. Zemlyanoy Val,                                                             fax: (095) 917-26-53

                57, bld. 6                                                                              e-mail: samodurov@sakharov-center.ru

.

                103009, Moscow                                                                tel.: (095) 291-62-33,

                M.Kislovsky per.,                                                              tel./fax: (095) 202-22-24

                7, bld. 1, room 21                                                 e-mail: zpch@mail.ru

 

 

 

ABOUT UNACCEPTABILITY OF CONDUCTION OF CONSTITUTIONAL REFERENDUM AND ELECTIONS IN CHECHNYA IN CONDITIONS OF MILITARY ACTIONS

12 February 2003

Open appeal to

 

The Prime Minister of Canada

Mr. Jean Chretien

 

The President of France

Mr. Jaques Chirac

 

The Federal Chancellor  of Germany

Mr. Gerhard Schreder

 

The Prime Minister

of Great Britain

Right Honorable Tony Blair

 

The Prime Minister  of  Italy

Cabaliero Silvio Berlusconi 

 

The Prime Minister of  Japan

Ìr. Dzuntiro Koyzumi

 

Mister George Bush       

The President of the USA

 

 

 

 

 

 

 

 

Your Excellencies!

 

We would like to bring to your notice our deep concern and anxiety in connection with the plan of the President and the government of Russia to conduct a referendum on the draft Constitution of the Chechen Republic on the territory of the Chechen Republic this May and after that – in the end of 2003 – elections to various state bodies of the Chechen Republic.

We consider that conduction of such referendum is prematurely due to the fact that military actions and clashes with armed opposition have being continuing in Chechnya for three and a half years. During this period mass cruel human rights violations, tortures and killings of civilians and representatives of the administration are taking place, there are strict limits on move within territory of the Republic for the Chechen citizens, limits on Russian and foreign international press representatives’ access to Chechnya, there are no conditions for public political discussion and freedom of expression of the citizens. Hundred of thousands of permanent citizens have left the territory of Chechnya – the Chechens, the Russians, representatives of other nationals – without whom definition of the Republic’s fate is unacceptable.

Preparation for the referendum has already caused strict measures aimed at returning the refugees who were in Ingushetiya back to the Chechen Republic and pressure on many public organizations located on the territory of Chechnya and founded in accordance with the Russian legislation.

We share and support the position of the Parliament Assembly of the Council of Europe reporter Lord Judd who established impossibility of the referendum on the Constitution of Chechnya in March 2003 and called to its postponement. The same opinion is being expressed by many Russian and Chechen politicians and also representatives and activists of decades of Russian and Chechen public organizations which work in the Chechen Republic.

We suppose that conduction of the constitutional referendum in the Chechen Republic in March 2003 will inevitably turn into parody to freedom of expression, will lead to extending of civil confrontation in Chechnya, will provoke strengthening of armed opposition’s activity.

Criticizing intention of the Russian authorities to conduct the referendum in the Chechen Republic in March 2003 we think, and have repeatedly said that before, that the very people of the Chechen Republic have a right to define the political future of their Republic and that the best way for that is a referendum under an international control. But such referendum can be conducted in Chechnya only after a ceasefire agreement is signed and agree of the representatives of all basic forces of the Chechen society (including supporters of Aslan Maskhadov, the legally elected in 1997 President of the Chechen Republic Ichkeriya) to admit its results. We assume that not only citizens who live in Chechnya but also all citizens who were forced to leave the Chechen Republic after 1991 regardless to their present place of living and nationality should have a right to participate in the referendum on the Constitution of the Chechen Republic. International observers should be attracted to the process of peace settlement including the process of organizing and conduction of the referendum.

Our critics of the Russian President’s plan – to conduct referendum in the Chechen Republic in March 2003 – is aimed not at disparaging the Russian sovereignty but is conditioned by the aim and intention to achieve real political settlement of this extraordinary and severe conflict.

We suppose that governments of the democratic states of the West should not let Russian authorities simply ignore the fact that conduction of any referendum in the conditions which in fact now exist in Chechnya – “mopping up operations”, blocking roads and localities by troops, going on curfew – are completely forbidden by the international norms and current Russian legislation.

We appeal to the Heads of the states who are interested in termination of war in Chechnya with a call to use all your influence to bring warring parties to immediate beginning of real process of peace settlement and in hope that you will express your support to the idea of the Constitutional referendum in Chechnya – as a final stage of political settlement of the military and civil conflict.

Your actions in this direction will save thousands of lives of civilians of the Chechen Republic and Russian soldiers.

 

 

         Subscribed to by the undersigned members of the Russian National Committee for Ending the War and Securing Peace in the Chechen Republic:

 

Deputies of the State Duma of the Russian Federation: Sergei Kovalev, Yuli Rybakov, SergeiYushenkov

 

Alexander Tkachenko, the Russian PEN-Center

 

R.N. Badalov, Chair of the “Chechen Committee for National Salvation”

 

Zuleikhan Bagalova, actress, Honored Artist of the Russian Federation

 

Elena Bonner, Chair, The Andrei Sakharov Foundation

 

Lidiya Grafova, Chair of the Migrant Organisations Forum

 

Svetlana Gannushkina, Chair of the Refugee Committee “Civil Assistance”

 

Lev Gudkov, Doctor of Philosophy

 

I.G. Yakovenko, Doctor of Philosophy

 

Oleg Orlov, member of the Human Rights Center of the Memorial Society

 

Lev Ponomarev, Chair of the All-Russian Movement “For Human Rights”

 

Yuri Samodurov,  Executive Director, The Andrei Sakharov Public Center and Museum.

Российский Общенациональный Комитет

 “ЗА ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ МИРА В Чеченской республике”

 

107120,  Москва,                                                                                            тел.  (095) 923-44-20

ул. Земляной вал,                                                                                          факс  (095) 917-26-53

д. 57, стр. 6                                                                                                     e-mail: samodurov@sakharov-center.ru

 

103009              
        , Москва,                                                                                             тел. (095)291-62-33,

М. Кисловский переулок,                                                                             т/ф  (095)202-22-24

Д.7, корп.1, пом.21,                                                                                        e-mail: zpch@online.ru

 

 

О НЕДОПУСТИМОСТИ ПРОВЕДЕНИИ В ЧЕЧНЕ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕФЕРЕНДУМА И ВЫБОРОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Открытое обращение к главам государств и правительств

Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии

 

Ваши Превосходительства!

 

Мы хотим донести до Вас свою крайнюю озабоченность и тревогу в связи с планами Президента и правительства России – провести в марте этого года на территории Чеченской Республики  референдум по проекту новой конституции Чеченской Республики, а затем – в конце 2003 года  -  выборы в различные органы государственной власти Чеченской Республики.

Мы считаем, что проведение такого  референдума преждевременно, поскольку в Чечне уже в течение трех с половиной лет продолжаются военные действия и столкновения с вооруженной оппозицией,  в ходе которых происходят  массовые и грубые нарушения прав человека,  пытки и  убийства мирных граждан и представителей администрации,  действуют жесткие ограничения на свободу передвижения граждан Чечни по территории республики, на доступ в Чечню российских и зарубежных представителей независимой прессы, отсутствуют условия для общественно-политической дискуссии и свободного волеизъявления граждан. Территорию Чечни покинули сотни тысяч ее постоянных жителей – чеченцев, русских, представителей других национальностей, без участия которых в референдуме определять судьбу Республики – недопустимо.

Подготовка к референдуму уже вызвала жесткие меры по возвращению в Чеченскую республику беженцев, находившихся в Ингушетии, и давление на многие общественные организации, находящиеся на территории Чечни и  созданные в соответствии с российским законодательством.

Мы разделяем и поддерживаем позицию докладчика Парламентской Ассамблеи Совета Европы лорда Ф. Джадда, констатировавшего невозможность проведения в марте 2003 г.  референдума по конституции Чечни и призвавшего к его переносу.  Это же мнение высказывают  многие российские и чеченские политические деятели, а также представители и активисты нескольких десятков российских и чеченских общественных организаций, работающих в Чеченской Республике.

Полагаем, что проведение конституционного референдума в Чеченской республике в марте 2003 г. неизбежно выльется в пародию на свободное волеизъявление граждан, приведет к углублению  гражданской конфронтации в Чечне,  спровоцирует усиление активности вооруженной оппозиции.

Критикуя намерение российских властей провести  референдум в Чеченской республике в марте 2003 г.,  мы считаем,  и неоднократно говорили об этом ранее, что политическое будущее Чеченской Республики вправе определить сам ее народ,  и что лучший и наиболее демократический способ для этого – референдум под международным контролем. Но такой референдум может проводиться в Чечне только после заключения соглашения о прекращении огня и согласия представителей всех основных сил чеченского общества (в том числе сторонников Аслана Масхадова, законного избранного в 1997 г. президентом  Чеченской республики Ичкерия)  признать его результаты.   Мы считаем, что участвовать в референдуме по принятию Конституции Чеченской Республики должны иметь возможность не только граждане, живущие в Чечне в настоящее время, но и все граждане, вынужденно покинувшие Чеченскую республику после 1991 г., независимо от места их нынешнего проживания и национальности. К процессу мирного урегулирования, в том числе к процессу организации и проведения референдума обязательно должны быть привлечены международные наблюдатели.

Наша критика плана российского президента – провести  референдум в Чеченской республике в марте 2003 г. -  направлена не на умаление российского суверенитета,  а  обусловлена целью и стремлением достичь  реального политического урегулирования этого чрезвычайного тяжелого конфликта.

Мы полагаем, что правительства демократических стран Запада не должны позволять российским властям  спокойно игнорировать тот факт, что проведение любых  референдумов в тех условиях, которые в настоящее время фактически существуют в Чечне -    “зачистки”,  блокирование войсками дорог и населенных пунктов, действующий комендантский час - категорически запрещено международными нормами и действующим российским законодательством.

Мы обращаемся к главам государств, заинтересованных в прекращении войны в Чечне,  с призывом использовать все свое влияние для того, чтобы принудить противоборствующие стороны к немедленному началу  реального процесса мирного урегулирования и в надежде, что Вы выскажете свою поддержку идее проведения конституционного референдума в Чечне – как завершающего этапа  политического урегулирования военного и гражданского конфликтов.

Ваши действия в этом направлении сохранят многие тысячи жизней мирных  жителей Чеченской Республики и российских солдат.

 

Члены  Российского  Общенационального Комитета

“За прекращение войны и установление мира в Чеченской республике”:   

 

депутаты Государственной Думы РФ: С.А. Ковалев, Ю.А. Рыбаков, С.Н. Юшенков;

 

Е.Г. Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;

 

Александр Ткаченко, Генеральный секретарь Русского ПЕН-центра;

 

Зулейхан Багалова, заслуженная артистка РФ;

 

Л.Д. Гудков, доктор философских наук;

 

И.Г. Яковенко, доктор философских наук;

 

Р.Н. Бадалов, председатель “Чеченского комитета национального спасения”;

 

Л.И. Графова, Форум переселенческих организаций

 

С.А. Ганнушкина, Общественный комитет “Гражданское содействие”;

 

О.П. Орлов, Правозащитный Центр “Мемориал”;

 

Л.А. Пономарёв,  Общероссийское движение  “За права человека”;

 

Ю.В. Самодуров, директор Музея и общественного центра имени Андрея  Сахарова

 

12 февраля 2003 г.