Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    >> Главная>>Музей и общественный центр>>Выставки>>Осторожно, религия!>>   
 

Суд примет справедливое решение … К выставке "Осторожно, религия!"

      В начале марта Таганский суд поставит запятую во фразе - "наказать нельзя оправдать" и вынесет справедливое решение по делу о выставке "Осторожно, религия!", организаторов которой прокуратура обвиняет в публичном оскорблении религиозного чувства православных верующих. Но где бы ни была поставлена запятая, можно с уверенностью сказать, что любым решением будет искренне возмущено значительное число людей и общественных организаций и "точку" в этой истории суд, к сожалению, не поставит.

      Конституция и законодательство Российской Федерации не устанавливают правовых запретов и ограничений на использование и интерпретацию религиозных символов и образов и, следовательно, допускают публичную демонстрацию в музеях и других учреждениях культуры произведений искусства, в которых религиозные образы - хотя и узнаваемы, но применяются для целей, ничего общего не имеющих с почитанием Бога и святых, например, для критики претензий Московской патриархии на превалирование в сфере государственных преференций над другими общественными организациями. Тем не менее, значительная часть общества, в том числе верующих, не говоря уже о православных священниках, вполне искренне воспринимает подобные выставки, спектакли, фильмы, книги т.д. как оскорбительные для себя лично и намеренно направленные на оскорбление всех верующих, а потому не принимает подобное положение вещей и борется с ним, используя все доступные средства.

      С другой стороны, светский характер российского государства и, безусловно, секулярный в целом характер современной российской культуры, ее обширные связи с европейской секулярной культурой, а также сама логика существования всех видов современного искусства (кино, балет, театр, литература, изобразительное искусство и т.д.), которое стремится к преодолению всех и всяческих границ и бросает вызов традиционным обычаям, запретам, идеям, практикам - делает абсолютно нереальным и смешным "патриотическое" намерение нескольких депутатов Госдумы ввести в законодательство нормы о защите религиозной символики наряду с государственной.

      Таким образом, проблема использования в светском искусстве религиозных символов и аллюзий обладает всеми признаками общественно-политического конфликта по значимым для его участников идеологическим вопросам. Спусковым механизмом для оформления конфликта и самого вопроса послужило уголовное преследование организаторов выставки "Осторожно, религия!", которое было инициировано ее разгромом, осуществленным группой православных активистов, фактически получивших на свой шаг одобрение у священника, и последовавшим за этим разгромом обращением Госдумы к Генеральному прокурору России с просьбой "незамедлительно провести проверку по факту разжигания религиозной вражды организаторами выставки "Осторожно, религия!". Естественно, что после такого письма из Госдумы дело было доведено прокуратурой до суда. Естественно, что общественно-политическая и идеологическая подоплека конфликта приобрела в прокуратуре форму обвинения организаторов выставки в совершении уголовного преступления по статье 282 УК РФ. О характере конфликта говорит также то обстоятельство, что государственные обвинители, свидетели обвинения и защиты, сами подсудимые почти не тратят в суде силы и время на доказательство или опровержение инкриминируемых подсудимым в обвинительном заключении намерений и деяний ("предварительный сговор … для проведения в Москве выставки, … концептуальная направленность которой состояла в … выражении … унизительного и оскорбительного отношения …"), а ведут в судебных заседаниях жаркие дебаты по принципиальному вопросу: можно ли в России показывать выставки, спектакли, фильмы, издавать книги, которые, по свидетельству священников и верующих, оскорбляют их религиозное чувство, притом, что сами музейщики, режиссеры, художники, авторы честно думают и говорят, что заведомо не имеют цели и намерений чьи-либо религиозные чувства оскорбить, но допускают и понимают, что их произведения могут восприниматься какой-то частью верующих, может быть большей частью, как оскорбительные и неприемлемые с точки зрения религиозных канонов и религиозной практики.

      Освещающие конфликт журналисты - более 350 (!) публикаций за два года, десятки общественных организаций и сотни граждан, выступившие с публичными заявлениями о недопустимости или наоборот желательности суда над организаторами выставки, тоже больше всего спорят и пишут об этой проблеме.

      Я полагаю, что устраивающее общество решение проблемы не может быть найдено в суде и не может быть предметом уголовного разбирательства. Вероятно, единственный выход - хотя и сложный и долгий и, к сожалению, конфликтный - просвещение и знакомство российской общественности с произведениями современного религиозного и светского искусства, в которых узнаваемые, но совершенно непривычные российскому глазу религиозные сюжеты и образы могут вызвать резкое неприятие у части зрителей, в том числе православных верующих, если они полюбопытствуют на такие выставки пойти.

      Понятно, что проводить такие выставки в России следует не для того, чтобы порадовать атеистов и обидеть православных, католиков, протестантов, иудеев - пожилых или молодых, давно верующих в Бога или ищущих дорогу к нему, а для того, чтобы познакомить российскую общественность, в этой сфере, естественно, очень консервативную, с возможностями современного искусства говорить о самых сложных вещах - о вере и неверии в Бога, о достоинствах или недостатках религии и церкви - и притом говорить необычным, нетрадиционным, "неправославным" художественным языком. И, безусловно, говорить об этом следует не для того, чтобы обидеть или оскорбить православную веру или чьи-либо религиозное чувство, а чтобы дать возможность художникам представить собственные глубокие или, наоборот, поверхностные, выстраданные или шутливые идеи, впечатления и образы мира, в котором религия и Церковь - безусловно вечные, важные, но не всеми одинаково и стандартно воспринимаемые и не всем одинаково дорогие и необходимые институты гражданского общества.

      В качестве примеров выставок, которые учат религиозной терпимости и демонстрируют совершенно непривычные российскому зрителю образы Бога, я мог бы назвать фотовыставку "Тело Христово", которая была показана в Гамбурге с декабря 2003 по апрель 2004 г. (я ее видел) или выставку "100 взглядов на Бога", показанную в Лондоне с ноября 2004 по январь 2005 г. или выставку современного религиозного искусства (живопись, скульптура) в кафедральном соборе в г. Лилле (Франция), которую я видел в апреле 2004 г.

      Но даже если эти громадные и интересные выставки пригласит и покажет в Москве Третьяковская галерея, боюсь, что Госдума и Генеральная прокуратура оценят половину их экспонатов как "факт разжигания межрелигиозной розни".


Ю.Самодуров, директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова

17 февраля 2005 г.