Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    >> Главная>>Музей и общественный центр>>Выставки>>Осторожно, религия!>>   
 

Предуведомление.
Материалы к выставке "Осторожно, религия!"

 <<Вернуться назад

НЕСТЕСНЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ И ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ – НЕ МЕНЕЕ, НО И НЕ БОЛЕЕ ВАЖНАЯ  ПРОБЛЕМА, ЧЕМ ЗАЩИТА СВЕТСКОГО ХАРАКТЕРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

 

Отклик директора музея и центра имени Андрея Сахарова на Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата от 13.03.04

 

           В заявлении Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата «Вера и святыни – самое дорогое, что есть у истинного христианина» сделанном в связи с обращением группы правозащитников к патриарху Алексию Второму о ситуации вокруг выставки «Осторожно, религия!» сказано: «В своих публичных заявлениях организаторы выставки фактически призывают сдерживать развитие общественной роли Церкви и религии в России. Вызывает сожаление, что действия этих людей прикрываются именем А.Д.Сахарова, который всегда поддерживал нестесненное возрождение Церкви»,

 

          Как директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова, несущий главную ответственность за проведение выставки «Осторожно, религия!», я констатирую,   что приведенное выше  утверждение Службы коммуникации Отдела внешних сношений Московского Патриархата  не имеет никакого отношения к тому, что я  когда-либо делал, писал и  говорил  в  связи с ситуацией вокруг  выставки «Осторожно, религия!» или когда-бы то ни было.

              В своем публичном заявлении от 16.10.03 (распространенном на пресс-конференции в Национальном институте прессы и помещенном на сайте  музея www.sakharov-center.ru)  я написал: «Считаю необходимым сказать, что Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова будет продолжать поддерживать обоснованную и цивилизованную критику попыток, от кого бы они не исходили, превратить православную (или любую  иную) религию и церковь в господствующую в России политическую и идеологическую силу. Но такая критика, и это необходимо сказать, ничего общего не имеет с ожесточенной и обусловленной атеистическими мотивами борьбой против церкви и против верующих, которая велась в СССР, так как для нас церковь – один из значимых институтов демократического и плюралистичного гражданского общества. По многим вопросам, например, прекращение войны в Чечне, уменьшение социального расслоения, снижение агрессивности по отношению к мигрантам, правовое положение и ущемление прав верующих различных конфессий (что тоже кое-где имеет место) музей и центр имени Андрея Сахарова готов сотрудничать с церковными организациями». Заявление подписано мною как директором музея и общественного центра имени Андрея Сахарова. Все мои другие публичные и непубличные высказывания по этой проблеме были сделаны в этом же ключе, поскольку таковы мои взгляды и  позиция по данному вопросу. 

       При этом, я ни в какой мере не прикрывался и не прикрываюсь именем  Андрея Сахарова.  Если Служба коммуникации Отдела внешних связей Патриархата, считает таким прикрытием имя Сахарова в названии музея и то, что я занимаю должность его директора, то не меньшим прикрытием является для Отдела внешних связей Патриархата и для написавшего соответствующее Заявление лица  возможность настаивать на  чем-либо от имени Церкви.

 

         Второе из утверждений Службы коммуникации Отдела внешних связей Патриархата: "Церковь настаивает на том, что любое публичное осквернение иконографических  изображений Господа Иисуса Христа, Божией  Матери и святых - то есть совмещение их с чуждыми изображениями, помещение в ненадлежащий контекст, употребление в книгах, фильмах и постановках, пропагандирующих человеческие страсти, использование в рекламе, в объявлениях колдунов и знахарей, на этикетках бытовых товаров - оскорбляет чувства верующих. Такие действия противоречат закону, запрещающему "оскорбление религиозных чувств граждан либо почитаемых ими предметов" (Кодекс РФ об административных правонарушениях. ст.5.26). Да,  не стоит бороться с кощунством противозаконными методами.  Но чтобы мир в обществе сохранялся и утверждался, государство должно, исполняя закон, полностью исключить из жизни страны оскорбление религиозных чувств верующих", по моему мнению,  находится в противоречии с несколькими статьями Конституции Российской Федерации, и с тем, что представляет собой искусство.

          Прежде всего на мой взгляд,  и по существу и логически неправильно  и чрезвычайно странно утверждение, что  совмещение иконографических  изображений Господа Иисуса Христа, Божией  Матери и святых с чуждыми изображениями, помещение их в ненадлежащий контекст, употребление в книгах, фильмах и постановках, пропагандирующих человеческие страсти, использование в рекламе, в объявлениях колдунов и знахарей, на этикетках бытовых товаров является публичным осквернением этих религиозных символов. Возможно, дело обстояло так в России в 14-17 веках. Сегодня под такой запрет подпадет множество произведений изобразительного искусства и бытовых товаров  – фильм «Андрей Рублев» Тарковского,  иллюстрации Гюстава Дорэ к Библии,  картина «Крестный ход в Курской губернии» Репина, календари и календарики с изображением святых и т.д.   

 

            В соответствии с Конституцией Российской Федерации и составом российского общества нестесненное возрождение Церкви и защита чувств верующих   -  не менее, но и не более важная проблема чем защита светского  характера российского общества и государства.  

            В соответствии с п.2 ст.13 Конституции Российской Федерации  «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», в соответствии с п.1 и п. 2 ст.14 «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», в соответствии со ст. 28 «Каждому  гарантируется свобода совести, свобода вероисповедования, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедывать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждении и действовать в соответствии с ними». В соответствии с пп.1, 3, 4, 5  ст. 29 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова», «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» . «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. …», «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

       Очень важен п.2 ст. 29 Конституции: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

       Я убежден, что на выставке «Осторожно, религия!» не было работ  сознательно направленных авторами на разжигание социальной, расовой, национальной или  религиозной ненависти и вражды, а также работ пропагандирующих чье-либо социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство по отношению к кому бы то ни было. Об этом говорится в  показаниях  следователю всех художников, а также в письменных заключениях независимых специалистов (эти заключения переданы мной следователю) . При этом, как я уже говорил и повторю, среди представленных на выставке «Осторожно, религия!» экспонатов, в числе прочих,  были  работы антиклерикального и критического по отношению к РПЦ характера, выражающие личные взгляды на этот предмет участников выставки, что отнюдь не запрещено духом и буквой всех  вышеназванных   статей Конституции. Мне представляется, что  проблема с выставкой «Осторожно, религия!»,  которую видело около 60 человек на вернисаже и еще 20 человек до ее разгрома, была намеренно и искусственно раздута некоторыми церковными и околоцерковными  кругами  в надежде  увеличить свое идеологическое и политическое влияние на общество,  для чего в ситуацию вовлекли и тем или иным образом возбуждают и эксплуатируют  негативное отношение к выставке «Осторожно, религия!»  десятков тысяч верующих, забывая при этом о  чувствах десятков тысяч других  людей, опасающихся и не желающих того, чтобы роль Русской Православной Церкви в обществе и государстве, выходила за рамки установленные для Церкви Российской Конституцией.  Следует отметить, что критики выставки «Осторожно, религия!» намеренно не замечают того, что антиклерикальный характер чьих-либо действий,  убеждений или  произведений  совершенно не означает, что эти действия,  убеждения или произведения являются антирелигиозными или антиправославными (хотя и последние в нашей стране отнюдь не запрещено по Конституции исповедовать и пропагандировать, если пропаганда не направлена на возбуждение вражды к верующим).  Например, лично я не хочу  жить в клерикальном православном государстве и стремлюсь к тому, чтобы этого не произошло. При этом  по рождению, по воспитанию, по культуре, по убеждениям я сознаю и считаю себя человеком безусловно принадлежащим к христианской культуре и разделяю и принимаю ее ценности:  уважение достоинства и прав человека, необходимость  в поте лица зарабатывать свой хлеб, нестяжательство,  верность в браке и другие.

 

         Что касается, защиты религиозных чувств верующих   я считаю, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации,  а также в соответствии со здравым смыслом Службе коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата не следует и нелепо требовать от государства, чтобы оно налагало административные взыскания на художников, писателей, искусствоведов, издателей, музейщиков и т.д. за то, что они в своих произведениях, экспозициях, книгах свободно интерпретируют  значимые для верующих религиозные символы и понятия  и применяют и используют эти символы не в том значении и не в том контексте, как эти символы и понятия понимаются  и используются  верующими людьми и церковью.  Я думаю, что подлинную, а не надуманную и не намеренно раскручиваемую проблему защиты и уважения чувств верующих в светском обществе, в той части, которая касается выставок и книг,  достаточно просто решить:  издатели  и организаторы могут помещать на афишах соответствующих выставок и перед титульным листом соответствующих  книг уведомление: "Художники (автор) в своих работах (книге) свободно интерпретируют религиозные символы. Просим тех, кто не готов к этому, воздержаться от посещения выставки (чтения книги)». Я полагаю, что в светском государстве  Русская Православная Церковь должна принять подобное положение вещей, при этом она может рекомендовать своим прихожанам не посещать подобные выставки и не читать подобные книги.

          Я согласен с доктором исторических наук Д.Е.Фурманом, который в своем отзыве на экспертное заключение по делу о выставке «Осторожно, религия!»  написал, что  многие работы в современном искусстве и, в частности, на выставке «Осторожно, религия!» действительно являются объективно оскорбительными для многих православных верующих. Тем не менее,  очевидно,  - продолжает  Фурман,  -  должны осуждаться и караться действия, сознательно направленные на оскорбление той или иной религии (или идеологии или этнической группы), оскорбления сознательно наносимые как таковые, а сама по себе «объективная» оскорбительность того или иного высказывания или действия по отношению к приверженцам той или иной идеологии, или к какой-нибудь этнической общности, не может быть основанием для его запрета и осуждения в светском и демократическом обществе и государстве. Точно так же в светском и демократическим обществе и государстве неправильно и преступно было бы запрещать деятельность православной Церкви, утверждающей, что Иисус является сыном Божьим,  поскольку это утверждение,  совершенно неверное и абсурдное с точки зрения атеиста,  считающего, что Бога просто нет,  или мусульманина, считающего,  что у Бога не может быть детей, естественно, не направлено на оскорбление атеистов и мусульман (этот пример я тоже взял у  Фурмана). 

 

Ю.В. Самодуров  директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова                          samodurov@sakharov-center.ru

14 марта 2004 г.

 

 <<Вернуться назад