Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    >> Главная>>Музей и общественный центр>>Выставки>>Осторожно, религия!>>   
 

Осторожно, экстремизм!
Материалы к выставке "Осторожно, религия!"

 

Прокуратура ЦАО Москвы направила в суд дело по обвинению Ю.Самодурова, Л.Василовской и А.Михальчук по ст. 282 УК РФ – в совершении действий, «направленных на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам национальности и отношения к религии».

Статья, применения которой по отношению к фашистам, черносотенцам и расистам всех мастей правозащитники безуспешно добиваются годами, использована против людей демократических убеждений,  музейных работников и поэта за организацию и проведение в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова выставки под названием «Осторожно, религия!». Замысел и идея выставки – дать художникам возможность свободно высказать свое отношение к проблемам религии и положительным и отрицательным сторонам деятельности религиозных институтов – принадлежит ее куратору и участнику г-ну Зулумяну, гражданину Армении. Выставка, на которой экспонировались работы около 40 художников (в том числе из Армении, Германии, Грузии, Кубы, США, Японии), проходила в течение 4 дней в январе 2003 года. На пятый день она была разгромлена группой православных фанатиков. Большинство работ были повреждены или разрушены, а те, что прокуратуре удалось изъять у художников, до сих пор им не возвращены.

Уголовное дело о проведении выставки, было возбуждено в феврале 2003 г. в результате обращения Государственной Думы РФ к Генеральному прокурору, поводом к чему послужило клеветническое письмо протоиерея Шаргунова в Комитет Госдумы по безопасности, в котором выставка расценена как кощунственная, а вся разносторонняя – образовательная, просветительская, культурная и правозащитная – деятельность музея-центра как «представляющая угрозу конституционному строю», поскольку, по мнению г-на Шаргунова, «музей и общественный центр имени Андрея Сахарова в течение нескольких лет пропагандирует антиобщественные идеи, защищает бандитов и преступников, прежде всего чеченских*, а под видом упомянутой выставки осуществил политическую провокацию, имевшую своей целью возбудить неприязнь, чувство ненависти к христианской культуре, традициям, религиозным обрядам, оскорбить национальное достоинство основной массы населения нашей страны». Руководители Отдела внешних связей Московского Патриархата Русской Православной церкви – митрополит Кирилл и протоиерей Чаплин также неоднократно и публично высказывались о том, что организаторы выставки должны понести наказание, а Служба коммуникации Отдела внешних связей Московского Патриархата выпустила заявление, в котором говорится, что «Церковь настаивает на том, что любое публичное осквернение иконографических изображений Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых – то есть совмещение их с чуждыми изображениями, помещение в ненадлежащий контекст, употребление в книгах, фильмах и постановках, пропагандирующих человеческие страсти, использование в рекламе, в объявлениях колдунов и знахарей, на этикетках бытовых товаров – оскорбляет чувства верующих».

Таким образом, налицо прямая попытка Отдела внешних связей Московского Патриархата регулировать светское искусство, а также «приватизировать» образы Христа, Богоматери и святых, при том, что их образы давно стали достоянием не только христианской церкви и христианских верующих, но и всех цивилизованных людей, включая атеистов, буддистов, конфуцианцев и т.д., которые, не веря в существование Христа как Сына Бога или даже как исторического персонажа, считают его образ очень важным и существенным и для мировой культуры и для себя лично. Используются эти образы и в бизнесе. 

Налицо также вмешательство законодательной власти в компетенцию власти судебной. При этом не имевшие никакого собственного представления о выставке и ее экспонатах депутаты Думы в своем обращении к Генеральному прокурору безапелляционно заявили, что представленные на выставке работы «направлены на разжигание религиозной вражды, унижают чувства верующих», то есть без всякого следствия и суда вынесли обвинительный приговор.

В соответствии со статьей 13 Конституции Российская Федерации никакая идеология не может устанавливаться в России в качестве государственной и обязательной.  Статья 14 устанавливает, что Российская Федерация является светским государством, никакая религия  в ней не установлена в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения, включая РПЦ, отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует свободу совести, право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, право свободно производить и распространять информацию. Статья 29 гарантирует  свободу мысли и слова,  запрещает  пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства и не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающую ненависть и вражду по указанным мотивам.  Статья 44 гарантирует свободу художественного творчества, право каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.

Современное общество представляет собой сложный механизм, в нем приходится уживаться людям разных национальностей, цветов кожи, культур, конфессий, мировоззрений, вкусов и предпочтений. Все законы цивилизованного мира исходят из того, что наличие прав и свобод у одного человека не должно приводить к ущемлению таких же прав и свобод у другого. Как атеисты обязаны считаться с чувствами и правами верующих, так и верующие обязаны уважать права атеистов или приверженцев иных конфессий. Законы светского государства призваны поддерживать баланс прав и интересов, вводить разумные ограничения, в том числе религиозных интересов,  для обеспечения подлинного равноправия и социального мира.

Именно этой цели служит, в частности, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»: «Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещается» (ст. 6). За нарушение данной нормы установлена административная ответственность (ст. 5.26 Кoдекса Административных правонарушений). Из этого следует, что запрет не распространяется на лектории, музеи, выставочные помещения, даже если выставляемые тексты и изображения действительно оскорбляют религиозные чувства какой-то группы граждан.

Устроители выставки «Осторожно, религия!» руководствовались требованиями Конституции и законов России. Она была организована в специальном помещении – выставочном зале музея, вдали от мест религиозного почитания. Само ее название могло  служить предостережением для тех, кто не хочет подвергать испытанию свои религиозные чувства. Ничто не обязывало и не обязывает устроителей и художников ориентироваться на сознание таких православных верующих и таких деятелей Русской Православной церкви, которые отрицают за лицами  других конфессий и атеистами право на выражение своих взглядов на проблемы  религиозности в светском государстве, считают христианство, православие и Русскую Православную церковь зонами, недоступными для критики, воспринимают отступление от канонов и свободную интерпретацию религиозных символов в художественном творчестве как антирелигиозные и антиправославные  действия, оскорбляющие их чувства. 

Разгром выставки был не стихийным протестом слишком чувствительных граждан, пришедших удовлетворить свои культурные запросы и шокированных тем, что неожиданно открылось их взору. Эти люди пришли именно для того, чтобы разгромить выставку и уничтожить выставленные экспонаты, и получили одобрение и поддержку этому поступку у православного священника. Агрессивные действия верующих хулиганов, ведомых фанатичными пастырями, лишний раз подтверждают, что «прогнило что-то» в Русской Православной церкви. Следовательно, выставка как форма протеста против клерикализма, претензий православия на статус государственной религии, тоталитарных устремлений части влиятельных сановников и других негативных сторон в деятельности РПЦ была не только допустима с точки зрения закона, но и весьма своевременна. При этом ни  художники, ни устроители отнюдь не преследовали цели разжечь религиозную и национальную вражду, унизить чье-либо достоинство, что является необходимым условием для обвинения по статье 282 УК РФ. Кроме того, по своему конституционному смыслу эта норма направлена на защиту закрепленного в главе 1 Конституции России равноправия граждан независимо от их убеждений, национальной и религиозной принадлежности. Ее главная цель состоит в защите прав меньшинств, недопущении их дискриминации. Вряд ли в условиях Москвы в применении уголовной защиты для запрета художественного творчества и показа работ, свободно интерпретирующих религиозные символы, нуждается такая конфессия, как православие, такое религиозное объединение, как Русская Православная церковь, такая нация, как этнические русские, и такое государство, как Россия. Сегодня сфера искусства так же свободна и неделима государственными границами, как сфера науки. Представить обратное – значит признать, что в нашей стране и ее столице отныне невозможно показывать многие работы не только отечественных художников, но и множество произведений современного светского и даже современного религиозного искусства из музеев Франции, Германии, Израиля, других стран, поскольку образы Христа,  Богоматери, святых в работах современных западных художников, скульпторов, фотографов часто и очень резко не соответствуют традиционным христианским канонам и канонам Русской Православной церкви.  

Предварительное расследование в связи с проведением выставки «Осторожно, религия!» осуществлялось крайне тенденциозно, с грубым нарушением норм закона и прав обвиняемых на объективное расследование. Так, из поставленных перед экспертами вопросов прокуратура изъяла принципиальный и существенный для установления истины вопрос, предложенный директором музея и художниками: «Существуют ли в современном изобразительном искусстве России, других стран Европы и США каким-либо образом обоснованные (как именно) и каким-либо образом принятые ограничения (какие именно) на использование в произведениях изобразительного искусства каких-либо религиозных символов из тех, что содержатся в материалах выставки?», а в качестве экспертов, заключение которых служит краеугольным камнем обвинения, привлечены лица, чье собственное мировоззрение основано на крайнем религиозном фундаментализме, нетерпимости к инакомыслию и полном неприятии современного актуального искусства. С этих позиций они и дали свое многостраничное заключение, кратко пересказать суть которого не хватит ни слов, ни красок. В чем-то оно затмевает даже шедевры «литературоведов в штатском», на основании которых в не столь далекие годы выносились приговоры «изменникам Родины» и прочим «антисоветчикам».

К делу приобщено 13 томов (!) жалоб граждан, которые сами на выставке не были, но поспешили выразить свое «глубокое возмущение». Почти все жалобы написаны по шаблону и напоминают времена, когда советские люди, в том числе советские ученые, в массовом порядке писали: «я Пастернака (Солженицына, Бродского, Сахарова) не читал, но выражаю гневный протест против преступных действий этого клеветника (отщепенца, тунеядца) и требую его сурового наказания». С очевидной целью – оказать давление на суд – к делу приобщен и откровенно черносотенный видеофильм из программы «Русский дом», в котором священники православной церкви, потрясая уголовным кодексом (!), угрожают привести тысячи своих прихожан, если организаторы выставки – «еретики и богохульники» – не будут преданы суду и наказаны. 21 февраля 2004 года в Санкт-Петербурге группа лиц разгромила выставку, на которой были показаны работы современного российского художника, имитироввшего в своих работах элементы икон. Почерк преступников не оставляет сомнения, что и в этом случае отличились хулиганы, уверенные в своей полной безнаказанности. Их уверенность питается как фактом освобождения от ответственности их предшественников в Москве, так и все громче звучащими призывами признать православие государственной религией, ввести обязательное преподавание Закона Божия в школах, а иконы и другие атрибуты православия признать государственными символами России наравне с флагом и гербом и всякое непочтительное обращение с ними карать по той же статье.

Представляется, что Русская Православная церковь, являясь частью гражданского общества, не должна стремиться превалировать над другими его частями, а должна находить и поддерживать более адекватные современности пути и формы решения проблем религиозности людей в светском государстве. В частности, возможно и желательно сотрудничество религиозных и светских институтов гражданского общества при решении таких насущных и острых проблем, как прекращение кровопролития в Чечне, уменьшение социального расслоения, снижение агрессивности по отношению к мигрантам, оказание помощи инвалидам и ветеранам, защита прав верующих других конфессий, поддержка современного религиозного искусства и многое другое. Что касается решительно не одобряемых церковью выставок и произведений, решить вопрос при наличии доброй воли несложно – священники могут рекомендовать своим прихожанам не посещать подобные выставки, а музеи и кураторы могут объявлять и предупреждать о том, что на выставке есть работы, авторы которых свободно интерпретируют религиозные символы, и просить тех, кто не готов к этому, воздержаться от посещения. 

 

Адвокат Ю. Шмидт 

Директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Ю.Самодуров.

 

13 мая 2004 г.

 

 

* все шрифтовые выделения сделаны Ю.Шмидтом и Ю.Самодуровым