Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр >> Выставки >> Осторожно, религия! >>   
 

Материалы к выставке "Осторожно, религия"

О выставке "Осторожно, религия" и невероятных событиях вокруг нее

Развернутая в некоторых церковных приходах и 'патриотических* изданиях кампания против Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова и участников выставки 'Осторожно, религия!" (за три недели в газетах было напечатано не менее 20 возмущенных статей, а в прокуратуру поступило несколько тысяч таких же писем) 12 февраля этого года вышла на новый уровень: Государственная Дума приняла Обращение к Генеральному прокурору Российской Федерации, в котором просила 'обязать соответствующих должностных лиц незамедлительно провести проверку по факту разжигания религиозной вражды организаторами выставки 'Осторожно, религия!', а 28 февраля Таганская межрайонная прокуратура г. Москвы возбудила уголовное дело против организаторов выставки по признакам ст. 282 ч. 2 УК РФ (в статье говорится о деяниях, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, совершенных, во-первых, каким-либо лицом с использованием своего служебного положения и, во-вторых, организованной группой лиц).
Выставка 'Осторожно, религия!' была открыта в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова 14 января с. г. и после трех дней работы разгромлена 'православными* погромщиками. В этой выставке участвовало 39 художников и две художественные группы.. Вероятно, такого звонкого и удивительного по своей направленности 'резонанса' не было ни у одной из выставок ни в СССР, ни в постсоветской России. Даже посещение и закрытие в декабре 1962 г. Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже и разгром в Москве властями знаменитой 'бульдозерной выставки* в сентябре 1974 г. 'закончились* не возбуждением уголовных дел, а тремя встречами Хрущева с художниками и творческой интеллигенцией, разрешением властей организовать в Измайловском парке первую выставку неофициального искусства и организацией при Московском городском объединенном комитете художников-графиков секции живописи, в которую предлагалось войти всем художникам-нонконформистам.
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова стали объектом для отработки механизма создания образа 'современного врага российского народа* и методов мобилизации на борьбу с таким врагом не только националистических и православно-националистических общественных организаций, некоторых представителей церковной иерархии, но и представителей прокуратуры, правоохранительных органов, а в самое последнее время и широких кругов населения. Так формируется и действует механизм создания образа врага, который на 'западные*, 'сионистские* или 'исламские* деньги не только сознательно и намеренно оскорбляет религиозные чувства народа, но и, что совсем уже отвратительно, вместо того, чтобы разделить с народом чувства боли и жалости к жертвам террористических актов в Москве и чувства негодования и возмущения террористами, их поддерживает. Я могу утверждать с полной ответственностью, что происходит именно это, потому что даже в такой общенациональной газете, как 'Известия*, была опубликована статья, в которую корреспондент вмонтировал якобы сказанные им директору музея во время интервью и притом в таком тоне, как будто речь идет об общеизвестном факте, следующие слова: 'Ваш центр ведь поддержал захват 'Норд-Оста*. (Ответственность за публикацию этого дикого и лживого утверждения целиком лежит на редакции 'Известий'.) Как ни странно, именно публикацией в 'Известиях* завершился, с точки зрения логики, процесс создания исчерпывающего и полного образа современного 'врага народа*. Ведь 'врагами народа' во все времена, по определению, являются те лица или организации, которые посягают на самые главные, искренние и бескорыстные чувства народа (к числу таких чувств, безусловно, относится религиозное чувство), и те лица или организации, которые поддерживают наиболее страшные угрозы или совершают наиболее жестокие действия, грозящие жизни ни в чем не повинных людей (к числу таких действий и угроз относится терроризм). Ирония событий при этом состоит в том, что на должность современного 'врага народа* в России назначен (при равнодушии одних и злорадстве других) Музей и общественный центр 'Мир, прогресс, права человека' имени Андрея Сахарова, на здании которого уже несколько лет висит плакат (единственный в Москве): *С 1994 года в Чечне идет война. Хватит!*, а в экспозиции, библиотеке и программах которого (тоже единственный случай среди музеев Москвы) главное место занимает сохранение памяти о жертвах и преступлениях советского режима, в том числе репрессий против верующих и священников.
Хотя я и не являюсь искусствоведом, но вынужден начать именно с вопроса о том, в чем заключается суть дела с точки зрения искусства и насколько обоснованны претензии погромщиков и поддерживающих их граждан.
Насколько можно было понять из оставленных погромщиками на стенах выставочного зала надписей: 'Кощунство', 'Вы ненавидите православие. Будьте вы прокляты и из православно-патриотических статей объектом возмущения являются именно те работы, в которых художники использовали значимые для православных верующих религиозные символы для создания различных художественных образов (все другие представленные на выставке работы, например отражающие языческие верования, или работы, в которых вообще не использовались символы православной религии, возмущения, кажется, не вызвали).
Прежде чем продолжить объяснение происшедшего, хочу пояснить, что по жанру выставка 'Острожно, религия!* являлась выставкой 'актуального искусства*. Это профессиональный термин, подразумевающий определенный характер и определенные принципы конструирования и воплощения в материале смыслов создаваемых в этом жанре инсталляций, объектов и других произведений. Так же, как произведения любого 'жанра' (не могу подобрать более правильного слова), например древняя эллинистическая скульптура или живопись художников-импрессионистов, работы в жанре актуального искусства требуют для их адекватного понимания определенного навыка и уровня образования.
Одна из работ, на которой погромщики намалевали 'Гады*, представляла собой написанный автором на полотне оклад иконы размером в человеческий рост с отверстиями для лика, руки и книги. В состав работы входила также стопка книг различного содержания, размещенная на столике рядом с окладом, и установленный напротив фотоаппарат с надписью, приглашавшей всех желающих сфотографироваться (в отверстие оклада, как на пляже, можно было просунуть голову).
Смысл этой, на мой взгляд, глубокой, интересной и абсолютно православной по духу работы можно передать словами из Библии: 'Не сотвори себе кумира*, иначе говоря, 'не совершай подмены', 'не возводи, не ставь на степень религиозной веры никакие собственные пристрастия и свою убежденность в правоте каких-либо теорий и учений, о которых ты можешь узнать из разных книг*.
При взгляде на названную работу и размышлении о ней этот смысл возникает в уме именно за счет того, что зрителям предоставляется совершенно неожиданная и ошеломляющая физическая возможность, просунув голову в отверстие оклада и взяв в руки какую-либо из лежащих рядом в стопке книг (одна из книг в стопке была религиозного характера), мысленно представить себя 'на месте Бога* с 'любой книгой вместо Библии*.
Другая вызвавшая негодование работа, представляла собой среднего размера постер с несколько стилизованным ликом Христа, логотипом Coca-Cola и надписью по-английски: This is my blood* ('Сие есть кровь моя'). Смысл ее, по-моему, хорошо передается словами 'не торгуй тем, чем нельзя торговать* (нельзя торговать убеждениями, нельзя спекулировать на доверии или на вере других людей кому-либо или во что-либо и т.д.). Этот смысл восходит к духу христианской заповеди: не обращай имя Бога ни на что, кроме него самого. Автор выразил этот смысл простым, точным приемом (взятым из современной рекламы и намеренно доведенным до логического и абсурдного предела). Безграничное желание любой ценой навязать людям что бы то ни было (даже доказать ту истину, в которой ты уверен) находит свое адекватное образное выражение в том, что об обычной банке кока-колы сам Христос сообщает зрителям, что в этой банке якобы заключена частица Бога - This is my blood*. Ирония обращена не на Христа, а на существенные и очень неприятные черты современной ситуации, в частности, на то, что имя Бога используется для санкционирования или освящения того, что Богом не является (государство, бизнес или внутренний мир и убеждения людей).
В Обращении Госдумы среди представленных на выставке 'кощунственных* работ был упомянут также выполненный в технике офорта или компьютерной графики лист примерно 40 на 30 см. размером (работа была разорвана, и я не знаю, в какой точно технике она сделана). На первом плане композиции была изображена ослепительной красоты, прямо-таки светящаяся и мерцающая на темном фоне листа, обнаженная и целомудренная в своей красоте фигура распятой на кресте женщины, а на заднем плане темным тоном - угадываемая в полумраке фигура распятого на кресте мужчины (возможно, Христа, а возможно, нет). У меня не было потребности поговорить с художником о том, каков смысл этой работы, потому что глядя на этот лист я почувствовал, что люди всегда будут идти на муки и страдания за красоту женщины и что не только муки, но и красота спасает мир.
На выставке было представлено и много других произведений, в которых религиозная, в том числе православная, символика вообще не использовалась. Например, замечательно веселой и остроумной была работа 'Hello, Dolli* (большое панно-аппликация из ткани с изображением овечки Долли), представляющая шуточный отклик художника на то, как прямо на наших глазах возникает, может быть, новая религия, объектом поклонения которой станет 'Святая Долли*. Как известно, овечка эта появилась на свет благодаря клонированию и, таким образом, стала как бы первым воплощением (пусть ущербным) мечты людей о физическом бессмертии. Глубокой и интересной по замыслу была, по-моему, серия цветных, возможно, постановочных, фотографий, на которых были запечатлены сцены обыденной жизни, так как она течет за дверью почти любой квартиры. Автор фотографий как бы зафиксировал и разбил на семь сцен поток обычной жизни и акцентировал и привлек наше внимание к происходящему одним только коротким общим названием этих сцен: 'Семь смертных грехов*. Эта работа напоминает, что мы перестали замечать и ощущать и в своей жизни, и в жизни окружающих ее греховность, перестали обращать внимание на то, что является грехом.
Хотелось бы напомнить, что использование в современном искусстве религиозных символов и помещение их в нерелигиозный художественный контекст для создания новых смыслов и образов, выражающих нерелигиозное, в том числе критическое отношение различных групп общества и авторов произведений к духовному миру человека и к различным явлениям окружающего мира (включая определенные аспекты религиозности людей и деятельности религиозных институтов), является естественной частью современной культуры, давно и прочно вошло в арсенал приемов литературы и изобразительного искусства и стало неотъемлемым элементом художественного творчества.


Юрий САМОДУРОВ,
директор Центра
им. Андрея Сахарова.


<< Вернуться к списку выставок



© Сахаровский центр

Политика конфиденциальности

Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» (Сахаровский центр) решением Минюста РФ от 25.12.2014 года №1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента. Это решение мы обжалуем в суде.