Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр >> Выставки >> Осторожно, религия! >>   
 

Материалы к выставке "Осторожно, религия"

Код доступа. Юлия Латынина

Ю. ЛАТЫНИНА - Аркадий Маркович, я вынуждена вас немножко перебить. Более того, я не буду комментировать, потому что это будет нехорошо по отношению к зрителям, потому что ровно это я комментировала 10 минут назад. Что очень странно, что мы заплатили долги иностранным гражданам, не заплатив при этом своим, и что абсолютно беззаконная, абсолютно не рыночная мера, связанная с конфискацией безвозвратной собственности, совершенно спокойно объявляется либеральной мерой. Ну, как же был денежный навес, государству было так удобнее. Еще один вопрос по Интернету. " Юлия, обвинение требует три года тюрьмы для известнейшего правозащитника, директора Сахаровского центра Юрия Самодурова. Его обвиняют в разжигании национальной и религиозной розни. Как вы думаете, как скоро и в чем обвинят всех других оппозиционеров? И почему так мало пишут, мало трубят о постыдном, совершенно средневековом обезьяньем процессе, на котором обвинение выступает с отрыто черносотенных позиций, неужели церковь всех задавила?"

Первый маленький комментарий к вопросу о правозащитниках. Я боюсь, что правозащитное движение у нас становится маргиналами именно потому, что оно девальвирует понятие правозащитник. И правозащитником становится любой, кто пострадал. Вот пример. Некоторое время в Чечне пропал, а потом вернулся известный, как все писали чеченский правозащитник и юрист Махмут Магомадов. Поднялся шум, правозащитники стали кричать: что такое, его действительно вернули. Украли его видимо федералы, потому что кадыровцы украденных не возвращают. И слава богу, что вернули. Я рада за господина Магомадова. Но все-таки господин Магомадов это бывший прокурор республики Ичкерии, который санкционировал, например, публичные смертные казни. И при этом на этих расстрелах присутствовал. Казни подонков. Я не буду комментировать, можно или нет расстреливать бандитов публично, по мне что ни публично, что публично, но, в общем, странно, что присутствующие при этом лица называются правозащитниками. Не надо переводить чеченские реалии на язык "Amnesty International". Потому что если считать правозащитником тех, кто больше всех чеченцев выцарапывает из федеральных тюрем, то этого человека будут звать Рамзан Кадыров. Так вот, конкретно по поводу выставки "Осторожно, религия". Ее организаторам действительно грозят срока. Напомню, что она была, кажется, в прошлом году в январе, что ли, в музее им. Сахарова. В выставке участвовали представители действительно специфической художественной тусовки. Характерный представитель это гражданин Кулик, который голым на четвереньках изображал собаку. На этот раз собаки не было, были другие экспонаты. С глубоким содержанием, глубокой необычностью формы. Там был щит с логотипом "Кока-колы" ликом Христа на нем и подписью: сие есть кровь моя. Там была фотография животворящего креста с развешанной на нем гирляндой сосисок. Там был стенд с иконами и надписью: осквернение иконы в присутствии заказчика 50 рублей. И хотя заказчики отсутствовали, иконы тут же на заказ и рубили. При этом, видимо памятуя об участи Салмана Рушди, свободолюбивые эстеты не стали создавать художественное произведение на тему: свинья, совершающая намаз. Вот, кстати, если сравнить художественные достоинства экспонатов этой выставки с мировой культурой, были такие Рафаэль, Микеланджело, которые тоже что-то писали на религиозные темы. Черт с ними, с мировой атеистической культурой. Есть же масса "Демон" Врубеля, есть "Каин" Байрона, есть, в конце концов, "Восстание ангелов" Анатоля Франса. Вот если сравнить что с Микеланджело, что с Анатолем Франсом, вот как-то граждане эти не тянули на то, чтобы быть на них похожими. Дальше случилось следующее: на выставке появились шестеро православных граждан с елочными шариками, наполненными краской, забросали шариками выставку. Получили уголовное дело. По статье хулиганство. Вскоре уголовное дело закрыли. Возбудили другое - против уже художников. Тоже получился своего рода перформанс из процесса. Вроде рубки икон на заказ. Достаточно вспомнить, что прокурор Новичкова на этом процессе умудрилась задать этим несчастным художникам вопрос об отношении между, по их мнению, католичеством и христианством. Там все время свечки какие-то курились, православные какие-то собирались, ходили люди, показывали иконку Распутина и объясняли, что он умучен жидами. То есть заступаться, конечно, за госпожу Новичкову не с руки. Но заступаться за художников, которые устроили художественную рубку икон, меня тоже не тянет. Потому что если организаторы выставки считали, что вопрос борьбы с религией это актуальная тема наших дней, то они запоздали по сравнению с Веком Просвещения лет на 250. Если они думали о высоком художественном смысле то, как я уже сказала, все-таки там ни на Микеланджело, ни на Врубеля они не тянут. То есть речь шла о типичной провокации. О ситуации, когда в нынешней художественной богеме эпатаж заменяет талант, то есть если ты не умеешь рисовать - можешь наложить кучку перед пустой рамкой и сказать, что это инсталляция и что ресурсы этой провокации в чисто художественных рамках, они как-то иссякают. И очень много людей не только, кстати, русских, они вспомнили, что есть такой замечательный ресурс как политическая и религиозная провокация. Была какая-то скандинавская художница, она соорудила инсталляцию в честь шахидки, взорвавшей 10 человек. В кроваво-красном бассейне плавала ложечка со свечкой. Пришел израильский посол, бассейн расплескал, свечку потопил, но всё, жизнь удалась. Завтра эта художница соорудит инсталляцию в честь Басаева. И вот организаторы этой выставки они выбрали очень замечательную, им казалось нишу. Что они думали - вот они хотели использовать энергию тех, кого они взбесят в качестве саморекламы. Придут черносотенцы, чего-то там разобьют, будет шум, интервью. Стало быть, будут гранты. То есть эти люди цинично использовали Господа Бога как инструмент получения грантов. Если вы не верующий, то вы можете сказать, что они использовали всю мировую культуру как инструмент получения гранта. И все эти люди говорят: мы художники, но это неправда. Потому что, что они говорят - мы самовыражались. А самое главное в искусстве это не только самовыражение. Это ощущение антологического смысла слова или образа. Слова, которое создает некий мир. И у человека, который рубку икон называет перформансом, это ощущение того, что слово или действие это то, за что надо отвечать, оно полностью утеряно. И понимаете, почему мне не жалко этих людей. Вот если киллер пошел убивать, а его застрелили, киллера не жалко. Если люди сознательно устроили провокацию и не постеснялись, кстати, завести уголовное дело на тех черносотенцев, которые их бить прибежали, то если потом это уголовное дело ударило по ним, ну знаете, вы готовы были сажать людей, чтобы получить западный грант? - готовы. Ну, так извините. А что вы не рассчитали, что вы выставку устраивали в одной стране, где все вам это бы сошло с рук, а оказалось, что за это время страна изменилась и прокуратура наша оказалась тоже черносотенной, по крайней мере, в том, что касается людей, которые вас судят, извините, это ваши проблемы. И еще маленькое замечание. Что очень характерно, что эти люди не устроили выставку "Осторожно, ислам", и что они вообще не трогали ислам на этой выставке. Потому что в таком случае никто бы в прокуратуру не обращался, им просто бы оторвали головы. То есть люди очень хорошо понимали, что они делают. И, в общем, я не знаю, что является более глубоким симптомом болезни нашего общества. Что художники устраивают подобные выставки, называют их самовыражением или то, что на эти выставки никто не реагирует кроме действительно больных на голову черносотенцев. Просто больных. Алло. Говорите, вы в эфире.

http://echo.msk.ru
Юлия Латынина
5 марта 2005 г.


© Сахаровский центр

Политика конфиденциальности

Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» (Сахаровский центр) решением Минюста РФ от 25.12.2014 года №1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента. Это решение мы обжалуем в суде.