Поиск по сайту
Андрей Дмитриевич Сахаров. Биография. Летопись. Взгляды
Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь

RSS.XML


Пожертвования









Андрей Дмитриевич Сахаров : Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды : Электронная версия


Фильм Мой отец – академик Сахаров :: открытое письмо Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту


 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
    Музей и общественный центр >> Выставки >> >>    
 
Выставка и фестиваль кавказского кино
в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова

«Соседняя планета»
Грузия, Чечня, Армения, Нагорный Карабах, Абхазия, Северная Турция

Выставка фотографий Юлии Вишневецкой

8 - 26 августа 2007 года


Начиная с 2003 года - Юлия Вишневецкая - корреспондент журнала «Русский Репортер» много ездила на Кавказ. Эта выставка - результат множества наблюдений, встреч, впечатлений из которых сложился рассказ о жизни Кавказа, соседней с нами цивилизации.

На выставке представлено более 200 фотографий с авторскими комментариями.

«Чувство контакта с чем-то инопланетным посещало меня на Кавказе не раз - в странных узорах армянских хачкаров, в бессмысленной интонации чеченского мальчика, повторявшего русские буквы, во взгляде кахетинского крестьянина, рассказывавшего, чем отличается вино на разных склонах долины. Везде ощущалось какое-то глубокое, древнее отличие в самых главных представлениях - о том, что такое человек, земля, мир людей. Вроде бы все в их мире можно описать нашими понятиями, но суть так и остается где-то на краю зрения» (Ю.Вишневецкая)

Снимки, висящие на противоположных стенах зала, - это жизнь по две стороны Кавказского хребта. И очень странно, что совсем рядом, за перевалом, настолько другое человеческое существование. Теплая, спокойная, открытая чувствам, веселая Грузия - и неуютная, холодная, растерянная Чечня. Счастливый и несчастный миры.

кавказ Кавказ, Карабах кавказ

кавказ кавказ кавказ

Финансовая поддержка выставки - комитет «Гражданское Содействие»,
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова,
проект «АртГруз»,
Центр Экстремальной Журналистики


Выставка работает с 9 по 26 августа 2007 года
в часы работы музея

вход свободный

Открытие выставки состоялось 8 августа в 17-00

Фотографии с открытия выставки > > >
Отзывы посетителей выставки > > >

Фестиваль кавказского кино

Одновременно с выставкой в выставочном зале музея будет проходить фестиваль кавказского кино.
Начало всех показов (кроме 18 августа) в 19 часов

Фестиваль кавказского кино.

10 августа, пятница, 19-00
"Три товарища"
Документальный фильм, режиссер Мария Новикова, оператор Рамзан Межидов, Голландия, 2006
Приз кинофестиваля "Amnesty International" (Амстердам, 2006).


История трех школьных друзей, молодых грозненских ребят. Один - студент-медик Ислам Баширов поехал из Москвы на первую чеченскую войну спасать людей, а затем был арестован в Москве (ему подкинули наркотики), но смог бежать в Голландию. У его друга Рамзана Межидова была любовь - видеокамера. В начале 90-х он, вернувшись из армии, устроился на грозненское телевидение оператором. В свободное время он снимал все подряд, в частности друзей - Ислама и портного Руслана, возившего его на своей машине на журналистские задания. В начале войны Руслан погиб. А в 1999 году погиб и Рамзан, снимая, как российская авиация бомбит колонну беженцев.

Делая фильм о Исламе и его друзьях, голландские документалисты отправилась в Грозный. Там, в доме Рамзана, они случайно нашли тайник с его кассетами - съемки периода первой войны. Рамзан снимал все, что видел вокруг: трагический новогодний штурм, дети, женщины и старики, ютящиеся в подвалах. Матери российских солдат, в разгар бомбардировки мечущиеся по горящим улицам в поисках сыновей…
Голландцы отреставрировали записи Рамзана, сняли семьи убитых друзей. Вдовы и дети, сдержанно рассказывающие о Рамзане и Руслане. Ислам, который, несмотря на успешную карьеру врача (что очень непросто для беженца в Европе), по-прежнему находится в глубокой депрессии. Как и у Оганесяна, сила «Трех товарищей» - просто в том что с 1993 года мы видим жизнь конкретных, понятных людей, которые становятся зрителю все более родными. Показанная изнутри, с самого начала, эта абсурдная война обретает плоть, понимаешь, что все это правда было. Как и Оганесян, Новикова не интересуется вопросом, кто прав и виноват, а просто рассказывает потерявшему память обществу, что с ним случилось. Наверное, «Три товарища» - лучшее, что было снято о Чечне, фильм получил приз “Amnesty International”.

Режиссер Мария Новикова заботливо отреставрировала эти записи: »Я горжусь тем, что имя Рамзана первым стоит в титрах. Снимать было очень трудно. Мне казалось, что это нереально, что такое возможно в Сталинграде, во время блокады Ленинграда. Мы ехали на БТРе, у нас в руках были маленькие камеры. Трудно было просто смотреть в объектив, потому что текли слезы, и я ничего не видела, собственно говоря, снимала немножко наобум…То есть сначала находишься там, кажется, что это нереальный мир, что ты - во сне, а когда возвращаешься оттуда в Москву, где вообще ничего нет, войны нет, и все прекрасно. И тогда тоже не понимаешь, что же такое нереальный мир - там или здесь.»

«Этот фильм надо пропустить через себя. Он потрясает именно тем, что он про трагедию в чистом виде, а не про чеченцев, не за и не против» (Правозащитник Светлана Ганнушкина)

===
11 августа, суббота, 19-00
"Маяк"
Художественный фильм, режиссер Мария Саакян, Россия, 2006
Cценарий: Гиви Шавгулидзе. В ролях: Софико Чиаурели, Анна Капалева, Сос Саркисян, Ольга Яковлева, Михаил Багдасаров, Альбина Матвеева, Анастасия Гребенникова, Михаил Силантьев, Сергей Даниелян.
Гран-При фестиваля "Золотой Абрикос" (Армения), приз Международного Кинофестиваля в г.Фано (Италия), приз от компании Кодак на фестивале ВГИК, диплом фестиваля "Святая Анна". Участник Московского Международного Кинофестиваля 2007.


«Маяк» - женская киноверсия войны на Кавказе, без стрельбы и моральных вопросов, но с постоянным чувством страха и тотальной зависимости от обстоятельств. Все действие, вернее бездействие, фильма происходит в маленькой кавказской деревушке, отрезанной от окружающего мира некой обобщенной войной, не то армянской, не то грузинской. Московская девушка Лена, приехавшая сюда за бабушкой и дедушкой, обнаруживает, что совершенно невозможно увезти их ни в какую Москву, и в итоге остается в деревне. В новостях говорят про атаки и бомбардировки, толпы беженцев штурмуют поезда, а здесь жители пытаются сохранить прежнюю традиционную жизнь, воспринимая все происходящее как нарастающее недоразумение. Бабушку играет Софико Чиаурели, дедушку – Сос Саркисян. Когда смотришь этот невероятно красивый фильм, бережно внимательный к кавказским деталям и интонациям, понимаешь, что это, в сущности, наверное так и было – женщины и старики сидели в своих деревнях, старались не обращать внимания на происходящее, ждали, боялись, уговаривали друг друга, что все нормально. Разрушение происходит постепенно – ребенок испугался вертолета, у соседей сгорел дом, старушка умерла от рака, ее хоронят по всем правилам – вроде как это все не война, но чувствуется, что вся эта красота неотвратимо кончается. В конце фильма есть очень сильный момент: режиссер как бы раскрывает карты и показывает документальные хроники, на основе которых были сделаны съемки. Все вроде как похоже, но куда более конкретно. И выясняется, что эстетизированная оператором реальность, которую уже начинаешь воспринимать как сон, на самом деле была. Декадентский, по-настоящему артхаусный фильм Саакян получил много призов на европейских фестивалях и тоже был в этом году на ММКФ.

«Единственное оружие в фильме — старое ружье, которое стреляет по пьяной глупости его хозяйки совершенно невпопад во время застолья. Единственная смерть — старушка умирает от рака. И тем не менее ощущение войны не покинет вас ни на минуту... Главная героиня в сомнамбулическом состоянии бродит по селу. Она — как-то вяло и неубедительно — уговаривает родственников бежать. Они отвечают, что некуда. Девушка сама несколько раз пытается уехать. Поезда не ходят, и приходится возвращаться в деревню. Но постепенно она поймет, что вписалась в эту жизнь, как дерево, что ее место именно здесь...
Здесь единица измерения — кадр. И его исключительное качество, композиционная, цветовая и световая красота многое извиняют. Такого класса операторская работа (Максим Дроздов) и такое режиссерское чувство кинематографичности пейзажа или декорации встречаются не часто.» (Александр Стрелков, "Ведомости")

«"Маяк" — это не трупы и атаки. Здесь все вполголоса, очень медленно или вовсе неподвижно — туда, куда ведет тропа войны, лучше не спешить. Удручающее бормотание старух, туманные горы и толпы женщин, штурмующих поезда, ребенок с аквариумной рыбой в ведре, фрагменты хроники, осколки советского прошлого в старых квартирах — у режиссера Саакян совершенно феллиниевское чувство кошмарных мелочей.» (Василий Корецкий, Time Out)

После показа - встреча с режиссером Марией Саакян.


12 августа, воскресенье, 19-00
"История людей на войне и в мире"
Документальный фильм, режиссер Вардан Оганесян (Армения, 2006).
Приз кинофестиваля «Tribeca Film Festival» (Нью-Йорк, 2006), участник Московского Международного Кинофестиваля 2007.


«Это - фильм о Карабахской войне, документальные кадры одной из "маленьких" войн, которые велись, ведутся и кажется, никогда не прекратятся.

Четырнадцать лет назад я работал журналистом, снимал фронтовые репортажи для зарубежных агентств новостей. Потом война изменила мою страну и мою жизнь. Мне стал неинтересен репортерский подход, смакование войны. Я оставил доходное дело и стал снимать для себя. Я увидел то, что известно и понятно только участникам событий, прожил месяцы и годы с людьми, воевавшими на пороге собственного дома. Погиб каждый третий из тех, кого вы увидите в кадрах десятилетней давности. Я был захвачен в заложники, и провел два месяца в тюрьме. Каждую ночь я слышал крики избиваемых товарищей. Это было страшнее всего - беспомощно слушать агонию другого человека.

Данный фильм - не очередной творческий проект, а самая главная тема в моей жизни. Более десяти лет я не касался съемок 90-ых. Я хотел идти вперед, а не оглядываться в прошлое, но сегодня должен дать ответ сыну. Всю войну я старался найти ответ на самый важный вопрос - как остаться человеком в смутное время. Оказалось, что в мире найти ответ гораздо сложнее, чем в бою. И я решил встретиться с теми, кто прошел все и остался в живых.

На этой войне я потерял друзей - армян и азербайджанцев, и поэтому фильм не о политиках, генералах или технике, а об обычных людях. О вере, доброте и человеческом духе. Мне кажется, что этот язык понятен вне зависимости от того с какой стороны границы находится зритель.»



Вардан Оганесян был военкором во время конфликта в Карабахе, но тогда же оставил телевидение и стал снимать для себя. «Мне надоел поверхностный репортерский подход, смакование войны,» - говорит он. Через двенадцать лет Оганесян вернулся в Карабах, разыскал людей, которых снимал тогда, и сделал фильм об их судьбах – «История людей на войне и в мире». Оганесян испытал войну, как говорится, на своей шкуре, был в плену – но потом долго не прикасался к фронтовым записям, старался делать что-то новое. Лишь через много лет, посмотрев на мирную жизнь, он вернулся в прошлое, чтобы что-то понять. Фильм в общем-то не показывает войну: десяток армянских боевиков и медсестра воюют на маленьком клочке земли, отстреливаясь от невидимого врага. Нет ни эффектных съемок, ни общей картины. Война такая, как ее видит солдат. Для фильма Оганисян специально выбрал запись с незнакомыми ему людьми, с трудом разыскал их в Карабахе и стал расспрашивать. Своего рода чистый личный эксперимент. Кто-то вытеснил из памяти это прошлое, кто-то сошел с ума, женщина, поняла, что не хочет жить по-другому и осталась в армии. Люди все простые, истории живые и прозрачные. Армения пережила этот опыт раньше, но мы, к несчастью, теперь тоже знаем, что война меняет в стране все, даже если ты ее не видишь. Желая понять, что произошло со всеми, Оганисян взял наугад несколько конкретных судеб и получил буквальный ответ.

===
17 августа, пятница, 19-00
"Плачущее солнце"
Документальный фильм, автор Зарема Мукушева («Мемориал» совместно с «Witness»), Чечня, 2007.

За время войны из горной Чечни убежало почти все население. Жители маленьких аулов были совершенно беззащитны перед военными, а в больших равнинных селах было не так страшно. Федералы специально разрушали опустевшие села - без людей им легче было контролировать обстановку, они лишали боевиков социальной базы.

Устроиться на густо заселенной равнине потерявшим все горцам было трудно. Вынужденными переселенцами они не считались, так как не выезжали из республики, и рассчитывать на помощь государства им не приходилось. Тем не менее, лишь четверть горского населения собирается возвращаться назад. Почему?

После показа - рассказ Елены Буртиной (Комитет «Гражданское содействие») о беженцах из горных сел


===
18 августа, суббота, 16-00
Грузинские короткометражные фильмы

АКВАРЕЛЬ, Отар Иоселиани, Грузия, 1958 (20')
COMPLEX, Котэ Такаишвили, Грузия, 2006 (24')
2 ХЕВСУРА, Заза Колелишвили, Грузия, 2006 (13')
КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС, Леван Адамия, Грузия, 2006 (20')
В СЛУЧАЕ ПАСТОРАЛИ НАБИРАЙТЕ «П», Всеволод Бродский, Отар Иоселиани, Альфред Хичкок, 2006 (20')


===
19 августа, воскресенье, 19-00
"Маяк"
Художественный фильм, режиссер Мария Саакян, Россия, 2006
Cценарий: Гиви Шавгулидзе. В ролях: Софико Чиаурели, Анна Капалева, Сос Саркисян, Ольга Яковлева, Михаил Багдасаров, Альбина Матвеева, Анастасия Гребенникова, Михаил Силантьев, Сергей Даниелян.
Гран-При фестиваля "Золотой Абрикос" (Армения), приз Международного Кинофестиваля в г.Фано (Италия), приз от компании Кодак на фестивале ВГИК, диплом фестиваля "Святая Анна". Участник Московского Международного Кинофестиваля 2007.

(дополнительный показ) см. > > >

После показа – встреча с режиссером Марией Саакян и сценаристом Гиви Шавгулидзе.

===
24 августа, пятница, 19-00
"Тбилиси-Тбилиси"
Художественный фильм, автор сценария и режиссер Леван Закареишвили, Грузия, 2005. В ролях: Гиорги Масхарашвили, Берта Хапава, Эка Нижарадзе, Русико Кобиашвили, Шота Кристесашвили, Дато Хурцилава, Баадур Цуладхзе.
Приз за лучшую режиссуру, приз гильдии кинокритиков и приз международной кинопрессы на кинофестивале «Киношок» (2005), приз Российской киноакадемии «Ника» (2006), Гран-при на кинофестивале в Висбадене (2005), номинация на «Оскар» (2006).


Фильм о молодом режиссере, у которого нет средств на съемки, и он бродит по городу, фиксируя сценки городской жизни. Жители города теряют человеческий облик под натиском бедности. Они озабочены только собственным выживанием: сам режиссер сдает комнаты абхазским беженцам, его профессор торгует на улице, другие живут за счет еще более нуждающихся. Режиссер пишет сценарий, по которому никогда не будет снят фильм.

«Леван Закарейшвили снял фильм о Тбилиси конца 90-х, о том, как люди его родного города пережили нищету и угасание привычного уклада жизни. Он так и сказал: «Это моя боль. Если вам интересно на это смотреть - смотрите». …

Во-первых, сменилась власть. А во-вторых, открылись другие черты времени - стало понятно, что мы, быть может, обрели больше границ, чем хотели. Что мешают они не сильным мира сего - остальным. И близ этих нововозведенных частоколов бродят художники, цепляют кожей зазубрины и заглядывают в щели, где теперь каждый по отдельности прячет свою нищету и свою печаль.»
(Лидия Кузьмина «Искусство Кино»)


===
25 августа, суббота, 19-00
"Три товарища"
Документальный фильм, режиссер Мария Новикова, оператор Рамзан Межидов, Голландия, 2006
Приз кинофестиваля "Amnesty International" (Амстердам, 2006).

(дополнительный показ) см. > > >

После показа - Встреча с режиссером Марией Новиковой и одной из героинь Лизой Межидовой, вдовой Рамзана.

Кадр из фильма «Три товарища» Кадр из фильма «Три товарища». Кадр из фильма «Три товарища»
photo http://www.novdoc.nl

===
26 августа, воскресенье, 19-00
"История людей на войне и в мире"
(дополнительный показ, закрытие выставки)

Тексты к фильмам Юлии Вишневецкой


Дополнительную информацию можно узнать по телефону:
623 44 01 (20) или на сайтах www.sakharov-center.ru и wishnewetz.livejournal.com

e-mail: secretary@sakharov-center.ru












© 2001 - 2017 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.




Адрес страницы: http://www.sakharov-center.ru/museum/exhibitionhall/kavkaz/