Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр им. А.Сахарова >> Выставки >> Фотографии советских диссидентов    

 

ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА

Белый список.
Фотографии советских диссидентов

20 мая - 30 августа 2002 года

Идея, что можно действовать не против власти и не за нее, а независимо от нее, была абсолютно нова для советского человека. Но она была и привлекательна - тем, что позволяла проявлять себя открыто, не уходя в подполье. Ключевым для нового типа социального поведения стало слово "независимость".

Фотографии советских диссидентовИменно этот тип поведения впоследствии стали называть "диссидентским", а людей, следующих ему, - "диссидентами". Партийные верхи и руководители КГБ считали такую активность "политическим преступлением" и пытались пресечь ее с помощью соответствующих статей Уголовного кодекса. Обнаружилось, однако, что и эти статьи, в применении к диссидентам попросту не срабатывают: объяснить на языке права, почему за самиздат, за интерес к отечественной истории, за принадлежность к определенной религиозной общине можно было посадить в лагерь, оказалось невозможным. Более того: политические преследования придали актуальное звучание тем положениям советской Конституции, которые, никогда не принимались всерьез: свобода мысли и слова, и свобода совести, и свобода шествий и митингов и даже свобода ассоциаций. Фотографии советских диссидентов

Как только это было осознано, значительная доля диссидентской активности сосредоточилась на организации общественного протеста против политических преследований. Вскоре этот протест превратился в небольшое по численности участников, но весьма энергичное общественное движение, которое стали именовать правозащитным.

Сам факт предания гласности политических преследований оказался психологически значимым и для преследуемых и для преследователей. Репрессии, которым подвергались диссиденты, ставили отныне в положение "правонарушителей" не их, а власть, которая в своих репрессивных реакциях никак не умела уложиться в собственные законы. Фотографии советских диссидентов

Первоначально адресатами правозащитных петиций были официальные советские органы, позднее возник жанр "открытых писем", еще позднее - заявления в международные организации. Протесты правозащитников в первую очередь информировали (через Самиздат и передачи западных радиостанций) о политических гонениях общественное мнение в СССР и за рубежом. В конце 1960-х гг. правозащитники организовали собственные информационные бюллетени, создали собственные независимые ассоциации. Правозащитная активность консолидировала отдельные проявления диссидентства, превратила его в единую, или, во всяком случае, связную Советские диссиденты среду. Правозащитное движение стало ядром советского диссента и одновременно - его информационной базой. Под влиянием правозащитников создавалась новая система ценностей: личная независимость, гражданская ответственность, ненасилие, реализация основных прав и свобод. Эта система ценностей была хороша тем, что в ней сравнительно мирно могли сосуществовать приверженцы самых разных политических доктрин: от анархистов до монархистов, от демократов до коммунистов-ортодоксов и националистов-почвенников, изрядное количество граждан, абсолютно индифферентных к Советские диссиденты политике, представителей различных религиозных конфессий, людей самых разнообразных интересов - культурных, общественных, научных и пр. В СССР начала складываться первая, еще несовершенная, модель гражданского общества. Государственная система считала диссидентскую и правозащитную активность проявлением политической оппозиции. В определенном смысле она таковой и была.

Александр Даниэль