Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр им. А.Сахарова >> Выставки >> Выставка фотографий "Затонувшее время. Россия, ХХ век. " >>   
 

Искусство фотографии

Искусство фотографии в чем-то сходно с черной магией. Ритуал получения отпечатка строго обусловлен правилами, канонизирован. Все начинается, как водится, с ритуального убийства. Убивается Время. Частицы убитого Времени, какие-то, можно сказать, фотоны, попались в липучку желатинового слоя, где будут сохранены навсегда. Фотограф тащит молочно-белую пленку в свою лабораторию, где царят черная магия и вперемежку с алхимией. Вымочив пленку в ядах самого свирепого свойства, злодей-фотограф получает некую эманацию чертовщины – негатив, на коем венец творения смотрит на мир черным лицом Антихриста. Все это далеко не смешно. Простолюдин сторонится уличных фотографов, справедливо полагая, что нельзя неизвестно кому доверять хотя бы тень своего обличья. Ведь что ни говори, а полученный в конце концов отпечаток, та самая «фотка», есть некий препарат быстротекущей жизни, предназначенный для долгосрочного хранения, изучения, и, может быть, любования…

Чем интересны фотографии Дашевского? Это – свидетельство непосредственного участника событий. Автор – ваш личный «сталкер», ведущий репортаж из недалекого прошлого.

Всю жизнь Михаил Аронович кружит по району, ограниченному с юга Москвой-рекой, с севера – Маросейкой, с запада – границей Китай-города, с востока – Яузой. В поисках своей фотонатуры Дашевскому не было нужды ехать на когда-то аристократический, а впоследствии заселенный «совецкими» выдвиженцами Арбат. Своих героев он находил в кварталах более, что ли, простонародных. Эстетика работ Дашевского небогата, но изыскана. Он учился на фотографиях европейских мастеров, публиковавшихся в чешских журналах «Фотография» и «Чехословацкая фотография».

Дашевский шел на улицу с «Зенитом» наперевес, снимал, помня уроки изящной фотословесности, но на бумага получалось что-то совсем иное, мрачное, двусмысленное, кусающее себя за хвост. «Совецкая» жизнь оказалась такой уникальной, что метод, концепция снимка отходили на второй план. Как бы помимо воли автора, европейские установки прогибались и давали течь. Результат был новым качеством. Возникало свойство фотографии, о котором писал Барт: подлинность документа, вызывающая у зрителя ощущения переживания факта личной биографии. Возможно, Дашевский сам не вдруг осознал это. Но он снимал и снимал десятки пленок, на которых отбирал и печатал считанные сюжеты. Он долго колдовал над контрольными отпечатками, тщательно отчеркивал варианты кадрировки, разыскивая редкие объективы, составляя чудодейственные проявители.

В период «Затонувшего времени» о публикациях снимков Дашевского не могло быть и речи. Дело в том, что своими снимками Михаил Аронович «в узком кругу широкой общественности» прочно зарекомендовал себя как «антисовецкий» фотохудожник. Его искусство всегда противостояло тоталитаризму. Он выявлял и подчеркивал абсурдность, сюрреалистичность окружающей жизни. Путь, пройденный многими художниками и писателями андерграунда.

Юра Иорш. 1994.

Адрес: Земляной Вал, д. 57, стр.6 (метро Курская, Чкаловская)
Справки по тел.: 623 44-20

  << Вернуться