Поиск по сайту
Андрей Дмитриевич Сахаров. Биография. Летопись. Взгляды
Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь

RSS.XML


Пожертвования









Андрей Дмитриевич Сахаров : Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды : Электронная версия


Фильм Мой отец – академик Сахаров :: открытое письмо Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту


 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
    Главная >> Музей и общественный центр >> Выставки >> «Зачем? Агрессия как деструкция»    
 

Инсталяция «Пустая победа»

Инсталяция «Пустая победа»



Информация (Фрэнк Уильямс)

Эта работа создавалась в течение двадцати одного года... я не шучу!

В 1985 году ко мне обратился молодой техасский бизнесмен из Хьюстона с предложением создать скульптуру, которая станет подарком Советскому Союзу. Естественно, это происходило в эпоху гласности Рейгана\ Горбачева!

Я думаю, что такое предложение родилось у этого парня спонтанно по возвращении из России в том же году. Наверное, что он почувствовал в себе возможность такого величественного жеста после экскурсий по Москве и туристическим местам столичного региона России. За последние годы я понял, что Россия, как и ее жители — манящая и увлекательная страна, она затягивает. Этот молодой человек «подсел» на Россию, и мне казалось, что он хочет заслужить признание страны и укрепить свои позиции в ней.

Я отнесся к нему серьезно и взялся выполнять его заказ со свойственным мне маниакальным энтузиазмом. В результате я создал модель под названием «Привратник», отражающую концепцию свободного сознания и открытых границ, позволяющих объединиться человеческой семье; разрушение барьеров непонимания. Однако из «Привратника» не получилось подарка от молодого человека! Как только он пришел в себя после эйфории от поездки, у него появились дела поважнее.

Но замысел этой скульптуры привел меня к группе работ, которые я назвал «Механическая серия». Самой знаковой из них оказался «Механик» - скульптура, начатая тогда же, в 1985, и законченная в 1986. Изначально это была верхняя часть классической мускулистой мужской фигуры с простертыми руками. Формы для отлива, которые я сделал по глиняному оригиналу, шли на выброс, они были сделаны из гипса и предназначались только для одной отливки. Но после первой отливки из смолы и стекловолокна остались фрагменты формы, достаточно чистые, чтобы использовать их повторно. Они позволяли создавать довольно интересные формы и текстуры, которые я использовал как фигуративные фрагменты из разнообразных материалов, для последующей серии в течение года или двух.

В 1993, когда моя мастерская переехала в Москву, «Механик» был отправлен в разобраном виде, упакованный в коробки. Приехав и в конце концов приведя студию в рабочее состояние, я сделал формы для отливки фигуративных деталей «Механика», надеясь использовать кусочки в виде «целого», а также разнообразные фрагменты работ поменьше, которые должны были быть отлиты в бронзе.

В результате я отлил в бронзе две детали торса целиком. В первом торсе я воссоздал работу, посвященную Стивену Хокингсу, которая называлась «Сердце Стивена Хокингса». Оригинал был сделан из менее стойких материалов в 1987 или 1988 году. Что касается второго торса, я понятия не имел, что с ним делать, и что я этим хотел сказать.

Так он отправился в хранилище на десять или двенадцать лет — лег на полку, так сказать.

В 2003 или 2004 я достал бронзовый торс и собрание других незаконченных образов. Из-за финансовой ситуации я тогда не мог продолжать работать бронзе. Цены в Москве росли, и мои истощенные сбережения за ними не успевали. Я вытащил вещи, которые лежали какое-то время, «дозревая», чтобы расширить свои возможности и увеличить концептуальные резервы.

Сперва я с трудом сделал несколько набросков, но мне ничего особенно не нравилось. Мне было как-то неохота использовать это старый торс для чего-то нового. В конце концов я назначил себе крайний срок для использования этого фрагмента и начал обрабатывать бронзовую поверхность и добавлять несколько внутренних стркуткрных элементов для монтажа. Я занимался этим в промежутках между различными процессами, связанными с выполнением заказа, который получил весной 2006 года.

Из набросков и новых идей я вывел для себя изначальный подход к тому, как завершить работу, но я не знал, что именно я хочу сказать, кроме разве что того, что это будет некоторая метафора «силы» или «победы».

Пока я работал над скульптурой, концепция прояснилась, и наконец настал момент осознания — теперь я знал, что этот торс для меня значит!

В момент возвращения с моего склада сокровищ в нем для меня не было никакой ценности, за исключением затрат на производство, и того, что по завершении эта работа может быть коммерчески успешной. В каком-то смысле он казался бесполезным, и дальнейшая работа над этим старым замыслом не вдохновляла. Он был «пустым», для меня в нем не было нового вдохновения, потому что я уже исчерпал возможности многочисленных образов, связанных с оригинальной идеей «Механика» и ее фрагментами.

Таков был мой ответ::
«Пустая победа»

-Торс на самом деле пустой, вы можете смотреть сквозь него!

Это было выявление моих личных чувств по поводу возрождения этой работы, связанных с долгим процессом ее завершения. Одновременно работа отсылала к своему изначальному стимулу и к событиям современного мира, которые, при ретроспективном рассмотрении или изучении, не имели глубинной ценности.

- Необдуманное предложение молодого бизнесмена о создании скульптуры-подарка в 1985 году -

-Победа капитализ ма над коммунизмом, которая привнесла хаос в жизнь многих людей на много лет, и до сих пор продолжает трансформироваться -

-Доминирование Израиля над Палестиной и продолжающиеся военные действия без внятной победы, не говоря уже о мире -

Или кровавая окупация Израилем Ливана и разрушение ливанской инфраструктуры летом того же 2006 года -

-Война России в Чечне и недавние убийства с целью заставить замолчать голосапротеста -

-И конечно же, больше, чем все вышесказанное — война США в Ираке, в особенности поспешное объявление победы преизидентом США Джорджем Бушем 1 мая 2003 года!

В широком смысле, любая победа, которую мы возмемся обсуждать, демонстрирует потери с стороны и победителя, и побежденного. По большому счету, бренность победы видна по тому, что остается от триумфа одной стороны над другой.

Ценность победы преходяща и уменьшается в вечно меняющихся обстоятельствах истории. Если мы побеждаем, это всегда благодаря потерям и жертвам, и цена победы может быть измерена только с высоты будущих размышлений.

Фрэнк Уильямс






Тексты к скульптурам Фрэнка Уильямса




                    







© 2001 - 2012 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.