Материалы круглого стола
"Оценка политики России по отношению к Чечне
и Московских властей по отношению к приезжим"
(составитель Ю.В. Самодуров)

02.12.99г. - 03.12.99г.

Международная конференция
"Чечня и Россия: общества и государства"

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]

2 декабря 1999 года


Самодуров. Следующий доклад по нашей программе, как я уже говорил, сделает профессор Шахрудин Гапуров. Методы колониальной политики царизма в Чечне в первой половине XIX века.

Шахрудин Гапуров, д.и.н., профессор Чеченского государственного университета (г. Грозный)Гапуров. Я прежде всего хочу поблагодарить организаторов этой конференции. Мы получили первые известия о том, что эта конференция состоится, в июне, тогда еще трудно было предполагать, что ситуация обернется так, как сегодня. Я думаю, что сегодняшние события в Чечне доказывают еще раз, насколько своевременна и актуальна эта конференция. Огромное спасибо за то, что вы еще раз привлекли внимание общественности и научных кругов к чеченской проблеме. О том, что конференция вообще состоится, я не знал, поэтому о конференции сегодня я узнал час назад, когда позвонил мой друг. Естественно, что ни текста в руках, ни особой подготовки у меня нет, поэтому мое выступление будет несколько скомканным, заранее прошу меня извинить.
В 90-е году (события в Чечне, которые начались в 91 году)идет усиленный поиск путей и методов решения чеченской проблемы. Как видим, в 91 году однозначно был взят крен в сторону силового решения, потом, с 96, начались политические поиски, сегодня опять вернулись к военным методам решения этой проблемы. Подобный же период в Чечне, на Северном Кавказе в целом, отношение России к кавказской политике наблюдался в конце 18-начале 19 века. 17-18 века в кавказской политике царизма сложились такие методы - с одной стороны- политические методы, когда с отдельными сельскими обществами (в Чечне, естественно, владельцев не было, поэтому приходилось договариваться с сельскими обществами ; скажем, в Дагестане Кабардия с владельцами подписывались договора-соглашения о так называемом подданстве, а фактически они предусматривали, что данное общество или данный владелец должен быть лояльным по отношению к России.)То есть, это были своеобразные союзническо-вассальные отношения. Одновременно (правда, к сожалению, пытались проводить кавказскую политику экономическими методами. В российских крепостях открывались ярмарки, туда допускались горцы, чтобы приучить к сближению с Россией экономическими методами. Но это не исключало того, что время от времени царские войска совершали карательные экспедиции в Чечню. Так, например, наиболее крупные карательные экспедиции были в 1783-1785 годах, причем зачастую эти карательные экспедиции были безмотивные, во всяком случае, крупного выступления против российской власти там не происходило. Зачастую так называемые “наказания за хищничество” - я остановлюсь на том, что под этим понималось. Это сочетание политических, экономических и военных методов, когда превалировали политические методы, привело к тому, что Россия имела довольно сильные позиции на Северном Кавказе. Правда, эта политика ласканий была порождена еще тем, что тогда шла острейшая борьба за Северный Кавказ между Турцией, Ираном и Россией. Любое общество, любой владелец, на которого Россия обрушивала военные методы, он, естественно, принимал сторону Ирана или Турции, как своего союзника в борьбе с Россией. Но, тем не менее, политические и экономические методы привели к тому, что к началу 19 века Россия имела уже довольно сильные позиции на Северном Кавказе. Более того, наиболее ранними вообще на Северно-Восточном Кавказе союзниками России были в 17 веке охотские мурзы, с которыми, действительно, Россия обращалась как с союзниками. Им давались должности, им было ежегодное жалованье. Повторяю, охотские мурзы были наиболее верными союзниками России на Северном Кавказе. Они участвовали и в военных акциях царских войск (скажем, в походе на Дагестан), они охраняли российские посольства, которые шли в Грузию и так далее. То есть, когда отношение было как к союзникам, чеченское общество, чеченские владельцы готовы были быть союзниками России. Но в начале 19 века, когда царем России стал Александр I, начинается пересмотр этих методов. Однако у России в тот период, в первое десятилетие 19 века, не было возможности решить проблему Северного Кавказа силовым путем, а решить проблему надо было. В 1801 году Грузия, как известно, была присоединена к России. Пути сообщения между Россией и Грузией шли через Северный Кавказ. Как говорил в свое время Маркс, Россия и Грузия представляли собой голову и ноги, но туловища не было, туловище - это Северный Кавказ. И вот с 1801 года проблема Северного Кавказа и его покорение, безопасное сообщение с Грузией встало на повестку дня и ее надо было решать. Однако в 1806 году ( в 1804 начинается война с Ираном, в 1806 -война с Турцией, затем Наполеоновские войны) у России нет сил на Северном Кавказе, чтобы военным путем решить проблему покорения или, как называли, усмирения Северного Кавказа. Более того, в 1811 году с Северного Кавказа даже снимают часть войск и отправляют на европейский театр. Очевидно, что Наполеон готовится к нападению. В этот период, в 1802 году российскому наместнику на Кавказе Тицианову, позже Гудовичу, Тармасову, Ртищеву Александр I в своих респектах очень четко указывал ; “К горцам относиться мерами кротости и справедливости, не применяя, ни в коем случае, военные методы. Правда, это не означало, что наместники царя на Кавказе к этим советам прислушивались. Политика России на Кавказе, взаимоотношения политиков из Петербурга и наместников на Кавказе были очень своеобразными, хотя и в научных исследованиях сегодня пишут “кавказская политика Петербурга, кавказская политика царизма”, но Кавказ был очень далек от него, в Петербурге очень смутно и очень плохо представляли себе, что Кавказ собой представляет, формирование этой политики в Петербурге было практически невозможно. Оттуда давались только лишь общие указания. Реальными авторами, теми, кто формировал стратегию, тактику, кавказскую политику в целом, были наместники царя на Кавказе. И от их представлений о покорении Северного Кавказа и их методов и зависело реальное политика в тот или оной момент А Тармасов, Гудович - это были люди, по характеру далекие от Ермолова, знали реальное соотношение сил, поэтому к военным методам прибегали (во всяком случае, было такое указание) не всегда. Во всяком случае, 1810 году генерал Булгаков совершил карательную экспедицию в Кабарду и в Чечню и Тармасов, наместник на Кавказе, когда у него запросили на это разрешение, он ответил, что он не может дать это разрешение. Булгаков напрямую обращается в Петербург и получает разрешение оттуда. Правда, позже начались разборки, поскольку только в одной Кабарде было сожжено 200 аулов. Точно так же Булгаков прошелся по равнинной Чечне. Когда до Петербурга дошли слухи об этих зверствах, Тармасов полностью свалил на Булгакова вину, Булгаков тоже оправдывался, таким образом, Петербург не всегда четко представлял себе, что происходило на Кавказе. Но вот наполеоновские войны заканчиваются, заканчивается русско-турецкая и русско-иранская война. По гулистанскому мирному договору 1813 года Дагестан, часть Закавказья становятся российскими владениями. Теперь. Естественно, наступала очередь Чечни. Россия резко укрепила свои военные позиции, теперь она могла на Северный Кавказ направить столько сил, сколько это было потребно, и в 1816 году наместником Кавказе был назначен человек, правление которого, наместничество которого на Северном Кавказе называют эпохой или системой. Это Алексей Петрович Ермолов. 10 лет наместничества Ермолова на Кавказе действительно отличаются от той политики, которая была до этого, а последующая политика во многом была порождена именно ермоловскими действиями. В 1816-1817 годах Ермолов знакомится с местными условиями. * месяцев он провел в Персии, он был там послом и в начале 1818 года он предлагает свой план усмирения Северного Кавказа, в том числе и Чечни. Во всех исследованиях о Ермолове, особенно сегодня, пишут, что это был по европейски образованный человек. Да, действительно, Ермолов был очень образованный человек и в плане светского образования и в плане военного образования, но, удивительно, его предшественники, тот же Тармасов, Ртищев, они не имели такого образования, как Ермолов, но они проводили на Северном Кавказе политику намного более мягкую, чем Ермолов. Ермолов по его образу действий, по образу мыслей, по его отношению к горцам превратился в самого настоящего восточного деспота. И по поведению, хотя, повторяю, это был самый европейски образованный человек. Ермолов по характеру был исключительно решительный, энергичный, до мозга костей военный человек, которому казалось, что универсальное средство решения всех проблем - это сила. Н а чьей стороне сила, тот и прав. И остальные должны покориться. Когда он явился на Северный Кавказ, он усмирение Северного Кавказа решил начать с Чечни. Он считал, что, во-первых, Чечня стратегически наиболее важный район, во-вторых, и самое главное, Чечня, равнинная Чечня - это житница Северного Кавказа, которая снабжает хлебом и Дагестан, и Кабарду. И если Чечню покорить, если лишить Дагестан чеченского хлеба, то следующий на пути покорения лежащих территорий Дагестан покорить будет легче, а без покорения Чечни покорить Дагестан , по Ермолову, было совершенно невозможно. Что Ермолов предложил ? Так называемый “ермоловский” план или “ермоловская “ система. Самое главное, чеченцев усмирить невозможно иначе, как выселив их из плоскости в горы. То, что Ермолов произвел с чеченцами в 1818-1819 годах, сегодня получила название депортация. Это не мой термин. Вы наверное, слышали, есть такой известный кавказовед Макс Максимович Блиев, у которого в 1994 году вышла большая книга “Кавказская война”, так вот Блиев, который в 80-е годы вообще отвергал сам термин “Кавказская война”, он впервые ввел в оборот этот термин, что первая депортация чеченцев была произведена в 1818-1819 годах, когла Ермолов предложил чеченцам, проживающим на равнине между Тереком и Сунжей, а затем так называемая Качкалыковская равнина немедленно выселиться в горы. Естественно, добровольно чеченцы это сделать не захотели, и тогда Ермолов решил делать это военными методами. Первое. Он переносит военную линию с Терека на Сунжу. Главный предлог при этом - надо остановить хищничество и разбои чеченцев. Так вот, при этом практически все действия Ермолова на северном Кавказе диктовались этой необходимостью борьбы с хищничеством и разбоем. Что это было такое, так называемая набеговая система или набеги ? Действительно , горцы, особенно черкесы, лезгины совершали набеги (Дагестанцы - в Грузию, черкесы - на Кубань), чеченцы к этим набегам приступили лишь в 18 веке. Сегодня считают, что наилучший этнографический труд - это труд Лаудаева (Чеснов тоже хорошо его знает). Он пишет, что когда чеченцы в 18 веке стали поселяться на равнину (раньше эта территория к Тереку) перед ними русские власти ставили задачу : во-первых, вы должны быть лояльны к российским власти, а во-вторых, не разрешать никакие набеги с чеченской стороны. Естественно, чеченские аулы не могли отвечать за всех тех, кто совершал набеги с чеченской территории. В отместку за это, через Терек на чеченские аулы нападают казаки, сжигают эти аулы, уводят скот, уводят людей, и вот начинается целая кровавая полоса взаимных набегов. Набеги были (во всяком случае, с чеченской стороны, за иным. В рескрипте Александра I Тицианову в 1802 году царь из Петербурга прямо пишет : “В Ваших карательных мерах против чеченцев, горцев, прошу учитывать, что и с нашей стороны неоднократно бывают притеснения и немотивированные, необоснованные набеги на чеченскую сторону, то есть это было взаимно. Но позже, когда усилились русские власти, в ответ на нападение какой-нибудь небольшой группы (10.15.40 человек на кордонную линию) снаряжались карательные экспедиции, войска, которые сжигали не один аул, не одно село, а целую группу сел. Это было и в конце 18 века, и в 1810 году, когда Булгаков прошел по Чечне, при Ермолове это вообще станет системой. Так вот, Ермолов предложил чеченцам выселиться с равнинной территории. Чеченцы не согласились В 1818 году военная линия переносится с Терека на Сунжу, строится крепость Грозная, и чеченцам говорят : “Хотите Вы или нет, вы вынуждены будете это делать. Одновременно такая же задача предъявляется чеченцам, проживающим на Качкалыковской равнине. Когда и там тоже отказались добровольно выселиться, в сентябре 1819 года Ермолов приказывает генералу Сысоеву наказать наиболее богатое чеченское селение Дадаюрт. Никаког овосстания против царской власти дадаюртовцы не совершали. Если Вы возьмете Дубровина (это наиболее известный историк 19 века), военного историка Ипотто, Зистермана, все они пишут, что Ермолов приказал Сысоеву уничтожить это село “примера ужаса ради”. Напугать чеченское население, чтобы оно бежало с равнинной территории. 15 сентября селение было окружено, женщинам и детям, правда, предложили уйти. Селений будет уничтожено в любом случае, мужчины остаются, женщины и дети могут уйти. Они отказались это сделать. Произошел жестокий, страшный бой. Практически все село, женщины, дети были уничтожены, ранеными попали в плен лишь несколько десятков женщин, остальное население было полностью уничтожено. Но и после этого Ермолов не дает чеченскому населению времени добровольно уйти. В октябре 19 года сам Ермолов обрушивается с войсками на качкалыковские деревни. И вот современное чеченское население из Тесу, Нойбед, Новогрозный, о котором в эти дни говорят - эти селения Ермолов полностью сжигает. После этого чеченское население было вынуждено уйти в горы. И вот Ермолов предлагает выбор : или полная покорность, или смерть от голода. Понимаете, чеченцы которые до этого времени не имели над собой власти, и все , кто о них писал (Семенов, все этнографы пишут, что это было самое демократическое общество)сам Ермолов в 1818 году пишет царю, что это народ, который не признает над собой никакой власти. И вот этот народ, которы никакой власти не признает, не имел и не знал системы подчинения, им предлагают покориться не в течение определенного времени, постепенно, ступенчато, а одномоментно. Немедленное покорение или смерть от голода. Естественно, лишенные равнинной землиЮ пастбища, средств существования чечнское население вынуждено было взяться за оружие и в результате в 1825 году происходит знаменитое восстание под руководством Бей Булата Таймиева. Это первое в рамках всей равнинной Чечни крупное восстание, антиколониальное восстание, (в рамках всей Чечни, посторяю, шейх мансур не охватил всю территорию Чечни) и первая серьезная попытка сождания чеченской государственности. Это восстание в 1825 году быо поддержано кабардинцами, под примером чеченского восстания антиколониальное восстание происходит в Кабарде, более того, часть кабардинцев присоединяется к Бей Булату Таймиеву. Далее, присоединяется часть кумыков. Заволновался Дагестан, то есть, возникла реальная угроза российской власти на Северном Кавказе. Ермолов, будуччи тяжело болен. Бросается с войсками в Чечню осенью 1825 года. Осенью 25 года и весной 26 года Ермолов громит равнинную Чечню. Одни и те же села он проходит по несколько раз. Он прошел селения Гребенчук, Шали, Урус-Мартана осенью 25 года, сжигая их. Затем их отстроили. В апреле 26 года он снова их сжигает. Во время его походов (некоторые исследователи об этом пишут) если население не изъявляло покорность, селение оказывалось покинутым, Ермолов приказывал селение не трогать. Чеченские села 25 года Ермолов уничтожал безусловно даже в том случае, если они были покинуты населением. Покинули- значит, бежали от российской власти, уничтожить село. Вырубались сады. Наверное, действительно, набеги были. Декабристы, Бестужев марлинский. В своем знаменитом приозведение Амаланбек описывает набег кабардинцев на русское село. Да, захватывали имущество, но при этом не сжигали село. Не сжигали дома. И бестужев пишет, что в отличие от царских войскЮ которые все это уничтожали. Я спросил :”Почему вы это не делали ?, - один герой у другого спрашивает. - Это создано руками человека и зачем это уничтожать. Так вот Ермолов силой, жестокостью пытался покорить Чечню, но из этого ничего не вышло. Счиатется, что мюредизм возник в конце 18 века и первое учение мюредизма начал проповедовать шейх Мансур. За шейхом Мансуром тогда население Северного Кавказа, особенно чеченцы, не пошло, потому что натиск был еще слаб. Не было попыток установить российскую администрацию, не было такого массового лишения земли. Не было этого выбора - или полное покорение, или голодная смерть. В 18-19 годы Ермоловское правление в Чечне вызвало всеобщее восстание 15 года. Кровавое, жестокое подавление восстания Бей Булата Таймиева готовили Чечню к событиям конца 10-30-40-х годов. Если взять кавказскую войну в целом, наиболее крупные сражения, где царские войска несли наиболее крупные поражения, произошли в Чечне, потому что чеченское население, тот ареал, тот район, та Территория, гле Ермолов проходил в Чечне несколько раз со своими войсками - это население восстало поголовно, потому что однозначная опора на силу (а Ермолов иных методов не признавал.), он приехал в 1818 году в письме к Камезкому он писал, что здесь чуть ли е каждая шайка разбойников хочет быть союзниками России и послать депутацию в Петербург, но я хочу доказать им, что они не союзники, а подданные. Никаких политических методов Ермолов не признавал. Более того, Ермолов предельно презрительно относился к горцам, не только к рядовым горцам, но даже к владетелям, князьям, встречающиеся со второй половины 19 века эти определения Хищник, разбойник, мошенник и так далее, они были введены в официальный оборот с ермоловского времени. Даже в рапортах царю, донесения в генеральный штаб пестрят этими словами : мошенники, разбойники, хищники, иногда доходит до нецензурной брани, и это - в официальной переписке. С этого времени эти термины стали официальными. Естественно, подобное отношение к горцам породило большую кавказскую войну. Однозначная опора Ермолова на военные методы безусловно подготовила Северный Кавказ к всеобщему восстанию, которое произошло при Гази Могомеде при Шамиле. Этого (большинство исследователей сходятся на этом) могло бы не быть, если бы политика царизма первой половины 19 века не была однозначно нацелена на решение кавказской проблемы только силовыми методами. А уже после Ермолова начались эти восстания. В 1821 году Николай I, как известно, ставит четко задачу : или полная покорность горцев, или истребление непокорных. К чему это привело, вы знаете. Поэтому мне представляется, что и сегодня силового решения чеченской проблемы нет. Опыт истории учит, что после покорения равнины начинаются партизанские методы борьбы. А армия, история тому доказательство, в борьбе с партизанами редко выигрывала. Даже лучшая армия Наполеона не смогла победить испанских партизан. Одна из лучших армий в мире, американская, не смогла победить вьетнамских и корейских партизан. Афганистан тому пример. Поэтому силового решения чеченской проблемы не существует и опыт первой половины 19 векпа кавказской политики России - тому доказательство. Спасибо за внимание.

Самодуров. Большое спасибо. Следующий большой доклад, как и предыдущий по регламенту - доклад Анны Зелькиной, доктора философии, востоковеда, Британия. Оксфорд. ”Ислам в Чечне до российского завоевания”.

Доклад Анны Зелькиной приводится в сборнике докладов конференции “Чечня и Россия : общества и государства”.

Самодуров. Если можно, вопрос в микрофон и толллько один вопрос.

Мужской голос. Скажите пожалуйста, почему в таких совещаниях с участием ученых и чеченцев тщательно обходятся момент существования Кавказской Албании. Это христианское государство, которое было на Северном Кавказе приблизительно с 5 по 15 век. Его история почему- то умалчивается и в царских изданиях, и в советских, и сейчас тоже. Как будто его не было.

Анна Зелькина, доктор философии, ОксфордЗелькина. Я столкнулась с вопросом Кавказской Албании(я сейчас пишу книгу по истории Чечни) введение в чеченское общество. Но то, что происходило в Кавказской Албании, включались или не включались, вайнахские тейпы входили ли в нее- думаю, что это совершенно обособленный вопрос, который с научной точки зрения должен обсуждаться , когда мы говорим о средневековой истории. Когда я пыталась представить типологию на сегодняшнем докладе, я пыталась представить процессы, которые совершенно отличны от того взаимоотношения вайнахских тейпов с Албанией. Это - важная тема, но несколько в другом плане. Я не думаю, что здесь умысел. А в Осетии это довольно много обсуждается. И, кстати, в Советском Союзе была достаточно большая историография.

Самодуров. Спасибо большое еще раз за очень интересный для нас доклад. У нас сейчас с 13 до 14 перерыв. Внизу Вы можете немного отдохнуть и поесть. Внизу Вы можете подписать авторские договоры. Те, доклады которых включены в сборник по Фонду Макартуров, имеют определенные гонорары, прошу их получить. Вопрос с билетами для тех авторов, кто приехал. У нас есть деньги, можем оплатить. До двух часов внизу - время для общения.

После перерыва.

Самодуров. У нас предстоят не такие большие доклады, как мы слышали ранее, а несколько сообщений регламент до 10 минут. Если есть новые гости, которые пришли в перерыве, прошу зарегистрироваться и получить эти книги, у кого их нет. Первое сообщение - не знаю, в зале ли докладчик - доктор исторических наук, профессор Чеченского государственного университета г. Грозный Саид-Ахмед Исаев. “Крестьянство и социально-экономическое развитие Чечни 18-19 веков.”

Саид-Ахмет Исаев, профессор чеченского университетаСаид-Ахмед Исаев. Во-первых, мне тоже хочется присоединиться к предыдущим товарищам и поблагодарить вас за это мероприятие. Актуальность его бесспорна. И отблагодарить его не только за то, что вы сделали это мероприятие сейчас, но еще и потому, что при данной трагедии нам, землякам, представилась возможность встретиться. При других обстоятельствах этой возможности у нас бы не было.
Теперь по теме. “Крестьянство и социально-экономическое развитие Чечни 18-19 веков.”Поскольку времени мало, обращаю внимание на повестку дня”Чечня и Россия : общества и государства”, я буду в основном концентрировать внимание на этих вопросах. Тем более что те, кто изучают историю Чечни всегда обращают внимание на то, что Чечня, мол, была самым сильным государством в середине 19 века, справедливо отмечают, что Чечня оказало самое сильное сопротивление царским войскам во время кавказской войны, отмечают, что в Чечне больше всего потеряла своих сил самая мощная в Европе армия - российская, и далее, что Чечня, экономически процветала. Отмечая все эти моменты, мы с вами никогда не найдем никаких указаний на то, в силу каких обстоятельств это было обусловлено, каковы причины. Я заинтересовался этой темой, хотя мои научные интересы не совпадают с этим периодом. Указывая на эти моменты, отличающие Чечню от других районов Кавказа, при определении степени уровня развития Чечни мы всегда встречаем , что она находилась на стадии родовой организации. Эта теория впервые появилась в 1840 году, в год, когда в Чечне было образовано государство. Случайно ли такое совпадение ? Вдруг образовалось государство и выдвигается теория родовой организации. Помимо этого, вы не найдете никогда в исследованиях объяснение , кто создал это государство и что это было за государство, кроме упоминания того, что завершился процесс образования государства и оно получило название “имамат”. На самом деле. Любой успевающий школьник знает, что государство не создается одномоментно, это не одномоментное действие. Тем не менее в первую очередь дагестанские ученые утверждают, что создание государство было сделано Шамилем, который в Чечне оказался 22 августа 1839 года, а уже в 7 марта 1840 года государство уже было создано, уже существовало. Здесь мы видим, что говоря о родовой организации. о создании государства, речь не идет о том, чтобы создать новой государство. Государственное образование чеченцев было известно давно, еще до нашей эры существовало государство Урарту. Не думайте, что это мои патриотические высказывания. Крупнейшие специалисты, изучавшие историю государства Урарту, лингвисты, Дьяконов, крупнейшие историк , крупнейший знаток древнейших государств, языков, академик, диретор головного института Академии наук Новосельцева отмечает в 6 номере за 1985 год в журнале “История СССР” отмечает, что государство Урарту, язык, письменность, принадлежало современным народам Северного Кавказа - чеченцам и ингушам. Далее указывает, что попытки армянских ученых доказать, что оно было армянским государством, большинством ученых не поддерживаются. Одним словом мы видим, что еще с древнейших времен чеченская речь была слышна на берегах Терека, на Каспийском море, но острове Чечен, на Кавказском хребте в Джераховском ущелье, в высокогорье Кизиной Ам и так далее, и так далее. И после этого существовало несколько государств. Сим-Сим после татаро-монгольского ига, мы видим, что образование государства было совершено именно чеченцами а не Шамилем, хотя мы находим утверждения, что это было сделано при Шамиле. Исследования показывают, что действительно, Шамиль (я даже специально занялся архивом внешней политики)отмечается, что 22 августа Шамиль, договорившись с генералом Граппе, оказался в Чечне и мы не находим известий о том, как он оказался имамом. В течение 20 лет Шамиль, будучи в Чечне (Мы видим, что все его сражения, все его успехи происходили именно в чеченском государстве) и после того, в 1859 году, когда он ушел из Чечни, он не имел ни одного выигранного сражения. Таким образом, мы видим, что государственное образование было создано именно чеченцами, именно в конце 18 века мы видим, что образование государства и все эти успехи были связаны с тем, что чеченцы за все это время у них не ьбыло государства такого типа, которое ставило в зависимость от себя рядовое население, крестьянское население. Крестьяне, начиная с 18 века, становятся свободными землевладельцами. Они всегда были готовы пожертвовать собой ради личной свободы, личной независимости. Почему крестьяне одерживали победы, воюя в период кавказской войны ? Потому что Чечня была свободным демократическим государством. Россия - крепостное государство, где крестьяне находились в очень тяжелом положении. Чечня, будучи демократическим государством (80% в армии были чеченцы, свбодные крестьяне, которые выигрывали битвы благодаря тому, что не хотели отдавать себя в зависимость). Таким образом, к сожалению, отсутствие времени не позволяет развивать мысль, скомканная получилась у меня речь, главная мысль моя в том, что государство было создано именно благодаря свободе крестьянского населения, в то время как соседние народные массы находились в крепостной зависимости, а Чечня никогда не знала крепостной зависимости.

[содержание] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [оставить отзыв]