Поиск по сайту
Андрей Дмитриевич Сахаров. Биография. Летопись. Взгляды
Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь

RSS.XML


Пожертвования









Андрей Дмитриевич Сахаров : Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды : Электронная версия


Фильм Мой отец – академик Сахаров :: открытое письмо Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту


 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
    Главная >> Музей и общественный центр >> Конференции, круглые столы, дискуссии    
 
Лев Пономарёв

Роль гражданского общества в условиях имитационной демократии и экономического кризисаТезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека

Конференция, посвященная 60-летию Всеобщей Декларации прав человека

Москва, 10 декабря, 2008 г.

Экономический кризис, во-первых, обостряет все те проблемы между властью и обществом, которые были до него, а во-вторых, создаёт новые, к разрешению которых гражданские организации должны быть готовы.

До кризиса в условиях сверхвысоких цен на нефть, профицита бюджета, роста реальной средней заработной платы, власть и большинство населения в России существовали в условиях некоего общественного договора: вы управляете нами, как хотите, а мы живём своей частной жизнью — тоже, как хотим. Гражданские активисты и правозащитники в основном занимались защитой прав отдельных социальных групп: заключённых, мигрантов, национальных меньшинств, а также боролись с произволом правоохранительных органов и спецслужб, как на территории всей страны, так и в республиках Северного Кавказа, где события носят особенно драматический характер.

Пользуясь полным гражданским безразличием населения, поощряя его, чекистская властная группировка управляла и управляет страной так, как умеет, выстроив так называемую "вертикаль власти", культивируя культ "лидера нации", преследуя любую оппозицию, и превратив политику в каскад спецопераций. Даже придворные политологи привычно называют установившийся режим "авторитарным", видимо предполагая, что другого метода управления страной российский народ не заслуживает.

Следует, правда, подчеркнуть, что многие черты этого "прогрессивного" авторитарного режима уже давно носят откровенно тоталитарный характер. Практически однопартийная система, абсолютно предсказуемый характер последних президентских и парламентских выборов, наличие десятков пыточных колоний, террор правоохранительных органов и спецслужб против мирного населения на Северном Кавказе — всё это черты наступающего тоталитаризма в России.

Всё перечисленное характеризует докризисную ситуацию. Чего нового следует ожидать от власти в ближайшее время?

В условиях наступившего экономического кризиса, прежде всего, будут усиливаться тенденции власти к установлению тоталитарного режима. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Впервые за 15 лет меняется Конституция страны, значительно увеличивая возможные сроки управления страной одним президентом. На мой взгляд, ещё большую угрозу демократии несут поправки в УК и УПК, которые убирают из-под юрисдикции судов присяжных все так называемые "преступления против государства". Это касается обвинений в терроризме, в шпионаже, в нарушении гостайны и в организации массовых беспорядков.

Мы видим, что и сейчас государство бесцеремонно вмешивается в решения судов присяжных по этим статьям, добиваясь наказания по сфабрикованным обвинениям. Вспомним процессы над Сутягиным и Даниловым, которых правозащитники признали политическими заключёнными.

В дальнейшем такого рода судебные процессы станут ещё более управляемыми. Особенно примечательно выглядит, проведенное под шумок "борьбы с терроризмом", выведение из компетенции суда присяжных дел, связанных с обвинениями организации массовых беспорядков. Власти прекрасно понимают, что при неблагоприятном развитии событий в рамках социально-экономического кризиса массовые протестные действия, вполне вероятны, и не хотят доверять "народному правосудию" рассмотрение таких дел, заранее отлаживают карательное правосудие.

Задача гражданских организаций — не допустить принятие этих поправок в закон в окончательном виде. Пока они приняты в Государственной Думе в первом чтении. Необходимо выступать против их принятия. В том случае, если президент Дмитрий Медведев подпишет закон о введении этих поправок в действие, это окончательно развеет миф о приверженности нового президента "верховенству закона", о котором он неоднократно заявлял.

Таким образом, первая задача, которая стоит перед нами, — это противостоять наметившимся тоталитарным тенденциям в действиях власти. Для этого нам необходимо научиться вовремя реагировать на новые вызовы и действовать максимально сплочённо.

Я убежден, что даже сейчас совершенно не стоит унывать. Мощные действия людей, в сочетании с организованностью и профессионализмом гражданских структур могут и в настоящих условиях дать хорошие результаты. Например, прошедшие почти четыре года назад мощные выступления пенсионеров ("ситцевая революция" января-марта 2005 года) вынудили власти серьезно увеличить компенсацию при "монетизации" льгот. Если бы эти выступления имели более организованный характер, а организаторы протестных действий — четкую программу, то вполне возможно, можно было добиться отмены печально известного 122-го закона и значительно откорректировать пенсионную реформу, реформу здравоохранения, реформу ЖКХ в сторону социальной защиты. Недавним примером, успеха организованных гражданских действий стало развитие ситуации в Ингушетии, когда в результате мощных мирных протестных действий был, по сути, сменен режим, а представители гражданского общества смогли занять важные позиции в новых властных структурах, были приостановлены репрессивно-карательные акции силовиков.

Власть, на самом деле, слаба и неуверенна в себе. Она пытается изображать "тотальную поддержку" и видимость благополучия. Мощные солидарные действия, поддержанные разными группами населения, заставят отступить.

До сих пор я обсуждал те проблемы, с которыми мы сталкивались и до кризиса. Нынешний кризис их лишь обостряет. Но очевидно, что кризис выдвигает на первый план и новые проблемы, с которыми большинство из нас не сталкивалось.

Развитие кризиса показывает, что власть или не умеет, или не хочет адекватно реагировать на него. Во всяком случае, так, чтобы уменьшить тяготы, ложащиеся на плечи населения. Сначала власть долго не признавала наличие кризиса, сейчас она не признаёт наличие и быстрый рост безработицы. И это в то время, когда каждый день кризис выбрасывает на улицу тысячи безработных! Наиболее тяжёлая ситуация возникает в городах, в которых кризис коснулся градообразующих предприятий.

Существуют два масштабных механизма вмешательства государства в сложившуюся ситуацию. Можно использовать госзаказ для закупки произведённой продукции с целью сохранения технологических цепочек в стратегически важных областях промышленности. Этот путь демонстрирует наш премьер прямо в телевизионном эфире во время своих поездок по регионам. Выглядит эффектно, но спасти, таким образом, всю промышленность, и в первую очередь металлургическую, не удастся.

Значит, будут, и уже есть, большие массы безработных и им надо срочно создавать новые рабочие места. Очевидно, действующие в стандартном режиме, бюро по трудоустройству абсолютно не готовы к этому. Мировой практикой апробированы два пути. Первый: надо предоставить возможность тем, кто остался без работы, самим создать для себя рабочие места через создание или расширение малого бизнеса. Для этого государство должно выполнить целый комплекс мер, включая льготные кредиты для инициаторов создания предприятий, налоговые каникулы для созданных предприятий, льготы по аренде, отмену безумных тарифов на подключение к энергосетям и проч. Сейчас же мы, напротив, сталкиваемся с тем, что новые поправки в закон "О концессионных соглашениях" лишит помещений десятки тысяч арендаторов.

Второй путь: государство должно стать заказчиком "общественных работ" в местах с наибольшей безработицей. В первую очередь, это могло бы быть строительство дорог, тем более что дорог в России катастрофически не хватает. Соответствующие инфраструктуры должны были создаваться уже "вчера", во главе с опытными менеджерами, однако правительство бездействует, фактически отрицая наличие большой безработицы.

Гражданское общество должно потребовать от правительства немедленного представления плана борьбы с безработицей. Гражданское общество должно потребовать прекращения роста тарифов госмонополий, запрет госмонополиям тратиться на непрофильные престижные проекты.

В случае затяжного кризиса, при явной неготовности правительства к его разрешению, отсутствии обратной связи между властью и обществом, следует ожидать масштабной безработицы и массовых волнений в отдельных городах. Будут появляться новые лидеры, возглавляющие акции протеста, и, в чём нет никакого сомнения, власть их будет жестоко преследовать.

Поэтому, наша приоритетная задача — устанавливать контакт с лидерами протестного движения, оказывать им правовую помощь, лоббировать их интересы, способствовать тому, чтобы акции протеста носили мирный характер.



  • Конференция, посвященная 60-летию Всеобщей Декларации прав человека.
  • Людмила Алексеева. О ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Тезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.
  • Сергей Ковалев. Тезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.
  • Лев Пономарёв. Роль гражданского общества в условиях имитационной демократии и экономического кризиса. Тезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.
  • Светлана Исаева. Катастрофа с правами человека в Дагестане. Тезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.
  • Аудиозапись конференции : 60 лет Всеобщей декларации прав человека.





  •                     







    © 2001 - 2012 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.