Поиск по сайту
Андрей Дмитриевич Сахаров. Биография. Летопись. Взгляды
Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайта
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь

RSS.XML


Пожертвования









Андрей Дмитриевич Сахаров : Библиографический справочник : в 2 ч. Ч. 1 : Труды : Электронная версия


Фильм Мой отец – академик Сахаров :: открытое письмо Генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту


 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ    КАЛЕНДАРЬ 
    Главная >> Музей и общественный центр >> Конференции, круглые столы, дискуссии    
 
Людмила Алексеева

О ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКАТезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека

Конференция, посвященная 60-летию Всеобщей Декларации прав человека

Москва, 10 декабря, 2008 г.

Всеобщая декларация прав человека, обнародованная Организацией Объединенных наций 60 лет назад, в 1948 году, родилась из осмысления трагического опыта поколений, чья жизнь пришлась на первую половину XX века. Этот век оказался самым кровавым в истории человечества. По числу истребленных в двух мировых войнах, во множестве гражданских войн и в других военных конфликтах, по числу жертв государственного террора тоталитарных режимов XX век на много порядков превосходит все пережитое человечеством во всей его истории. ВДПЧ родилась из раздумий над этим ужасающим опытом. Ключ к решению этих проблем был найден: уважение к личности, к человеку, соблюдение его прав; не человек для государства, как было на самом деле в большинстве стран мира, а государство для человека, для соблюдения и охраны прав и свобод каждого человека. В этом суть ВДПЧ. Во всех государствах власть должна контролироваться обществом, гражданами, потому что в войнах повинны режимы, имеющие возможность действовать бесконтрольно, не считаясь с волей своих граждан, а страдания и гибель эти войны несут всем, в том числе и гражданам стран, где граждане имеют право голоса при решении важных государственных вопросов. ВО ВДПЧ запечатлен оплаченный дорогой ценой коллективный опыт человечества о том, какими должны быть взаимоотношения власти и граждан , чтобы род человеческий не исчез с лица Земли. В этом смысле ВДПЧ сравнима с десятью заповедями Христа и соответствующими канонами других великих религий: в десяти заповедях сконцентрирован накопленный тысячелетиями опыт достойных взаимоотношений между людьми. Соблюдение заповедей (не убий, не солги, не укради) гарантирует каждому безопасность совместного проживания в людской общности. Во ВДПЧ сконцентрирован накопленный тысячелетиями достойных отношений между людьми. Соблюдение заповедей (не убий, не солги, не укради) гарантирует каждому безопасность совместного проживания в людской общности. Во ВДПЧ сконцентрирован опыт взаимоотношений государства и гражданина ради безопасности жизни каждого в современном мире.

Приходится признать, что за два тысячелетия христианства и столь же впечатляющих сроков исповедания других великих религий большинство признававших эти заповеди их часто нарушали. Но во что превратились бы люди, если бы они не стремились к этим идеалам человеческого общежития? Так и с ВДПЧ. Ни в одном государстве, даже самом правовом и демократическом, она не выполняется полностью. Но все больше государств признают необходимость ее соблюдения. Все больше государств, где граждане добиваются от своих правителей как можно более полного соблюдения ее принципов.

Новое поколение, пришедшее на смену создавшему ВДПЧ, ярко проявило себя в 1968 году. Тогда в Париже, в Бонне, в Варшаве, Кракове и в Лодзи, а также в США и в Мексике произошли выступления студентов — с несхожими лозунгами, проистекавшими из разных идеологий. В Чехословакии ЦК правящей партии коммунистов выступил с намерением придать .социализму человеческое лицо и это намерение было горячо поддержано не только членами партии, но и студентами, и интеллигенцией, и рабочими, у нас в СССР летом 1968 года появилась (в самиздате, конечно) и транслировалась зарубежными радиостанциями, вещавшими на Советский Союз, работа А.Д.Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". Сахаров призывал отказаться от разделения мира на лагерь социализма и лагерь капитализма, отказаться от противостоящих военных блоков этих лагерей, чтобы общие проблемы всего человечества решать общими усилиями. Универсальным ключом к их решению он считал уважение к личности, ее правам и ее достоинству со стороны государства и всеобщую интеллектуальную свободу. Правозащитное движение, зародившееся в нашей стране в середине 60-х годов, в 1968 году активизировалось и отметило этот год началом выпуска своего знаменитого информационного бюллетеня — ХТС.

Я думаю, что события 1968 года в разных странах мира в их совокупности имели один корень Через 20 лет после обнародования ВДПЧ, т.е. когда на авансцену вышло новое поколение, его протесты против существующего порядка вещей были порождены идеями, запечатленными во ВДПЧ, о правах человека и достоинстве личности. Но этот великий документ потому и назван был декларацией, что лишь провозглашал принципы общежития в современном мире. ВДПЧ не содержала механизмов их претворения в жизнь. Задачей нового поколения было создание этих механизмов. На Западе это поиск происходил в условиях свободного обмена идеями и информацией и поэтому форма, в которой граждане предъявляли претензии государству, была открытой и яркой. И государственная власть вынуждена была считаться с этими требованиями. Там 1968 год заметно изменил взаимоотношения государства и личности в духе ВДПЧ. А в СССР об этом документе мало кто знал: наши начальники его от нас скрывали. Но у нас шел тот же духовный поиск — ведь и мы пережили все трагедии двух мировых войн плюс еще три революции и гражданскую войну. А государственный террор в нашей стране превзошел по протяженности во времени и по свирепости все тоталитарные режимы XX столетия. Мы были отгорожены от всего человечества железным занавесом. Наш диссент поневоле родился из самостоятельного осмысливания трагического опыта нашей страны. Диссидентами стали те, кто смог в размышлениях над этим опытом выбиться из засасывающего болота официальной идеологии. Выбиться из него нам помог не опыт Запада, нам неведомый, и не дореволюционный опыт нашей страны, потому что и его мы толком не знали — ведь история была переписана на советский лад. Единственное что у нас сохранилось в противовес советской официальной идеологии это великая русская литература. Ведь все наши гении были на стороне маленького человека, которого давило безжалостное к нему могучее государство. Таким был наш путь к идее "государство для человека".

Когда я говорю "мы", "наш путь", я имею в виду не только диссидентов, но гораздо более широкую страту советского общества, давшую имя целому поколению — я имею в виду шестидесятников. Знаковым событием для большинства шестидесятников стал XX съезд партии. Именно 1956 год стал рубежом, когда в нашей стране люди смогли от одиноких сомнений перейти к обсуждению волновавших их проблем хотя бы в своем окружении.

Шестидесятники прошли через периоды надежд и периоды разочарований. Первый период надежд наступил сразу после XX съезда. Ведь людей возвратили из лагерей, государственный террор против собственного народа был осужден с самого верха. Но разочарование наступило очень скоро: уже осенью было подавлено восстание в Венгрии.

Затем Хрущев посетил художественную выставку в Манеже и стало очевидно, что цензура сохранится в самой жесткой форме. И все-таки разговоры на кухнях стали претворялись в какие-то заметные извне результаты, в публичные акции: обсуждение в библиотеках и других публичных местах романа Дудинцева "Не хлебом единым", выставки художников-нонконформистов, спектакли театра "Современник". Были прорывы в журнале "Новый мир", появились любимые барды, тиражируемые на магнитофонах. И, конечно, самое главное — такое явление как самиздат и передачи зарубежных радиостанций, вещавших на Советский Союз. Все это подготовило взрыв общественной активности, вызванной арестом московских литераторов Юлия Даниэля и Андрея Синявского. Сам факт ареста стал известен благодаря тем же кухням, самиздату и зарубежным радиостанциям. Речь шла о самом сокровенном для нашего общества, воспитанного на русской и советской литературе — о свободе слова. И тут уж не только друзья арестованных стали писать властям письма с протестами против преследований за художественные произведения. Это был революционный шаг для советского общества — от разговоров в дружеском кругу и молчания за его пределами люди решились на открытое высказывание своего мнения властям. О том же свидетельствовала первая в СССР демонстрация 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади в Москве в защиту арестованных под знаменательным лозунгом "Уважайте советскую конституцию!". Когда стали приходить вести из Чехословакии о "пражской весне", энтузиазм относительно "социализма с человеческим лицом" в интеллигентской среде больших городов стал массовым явлением. Мы горячо желали успеха Дубчеку в надежде, что если в Чехословакии получится, то со временем и у нас произойдет демократизация режима. Советские танки в Праге раздавили и наши надежды. Мы перестали верить в возможность очеловечивания социализма. Это было очень тяжелое, кризисное время. Снова произошло четкое разделение: кухни — это одно, публичная жизнь _ совсем другое. Тогда и определился окончательно круг диссидентов. Это были те, кто не вернулся на кухни. Участились и ужесточились репрессии против них. Многие утратили свободу, не осталось сохранивших работу и прежний уровень жизни.

Вы видите, все у нас было не так, как на Западе. Не было революции, не было массовых протестов. Но для самого скромного протеста требовалось мужество вплоть до самопожертвования.

Адаптации советского режима к запросам общества не произошло. Именно этим объясняется новый подъем гражданской активности с требованием изменения взаимоотношений между государством и гражданами в духе ВДПЧ. Я имею в виду реакцию в Советском Союзе на гуманитарные статьи Хельсинкских соглашений, подписанных 1 августа 1975 года. Требование соблюдать гуманитарные статьи Хельсинкских соглашений, выдвинутое Ю.Ф.Орловым и созданной им Московской Хельсинкской группой, было по существу заявкой правозащитников на такие же гражданские права для советских граждан, какими обладали граждане демократических стран. Нас поддержали те, для кого эта проблема тоже была актуальной — национальные движения в советских республиках -Украине, Литве, Грузии, Армении, верующие разных конфессий в нашей стране, а также диссиденты Польши и Чехословакии, где события 1968 года тоже не привели к желанному результату. Но — на Западе в том же ключе выступил баллотировавшийся тогда в президенты США Джимми Картер. Он, видимо, уловил настроения динамичного американского общества, уже созревшего для более решительного следования тенденциям, намеченным во ВДПЧ, где речь идет именно о всемирном соблюдении прав человека. Гвоздем предвыборной программы Картера было намерение строить дипломатические отношения со всеми странами в зависимости от соблюдения их властями прав человека. И американские избиратели поддержали это намерение мало тогда известного политика. Роналд Рейган продолжил дипломатию в защиту прав человека и к концу его президентского срока руководители всех демократических стран уже признавали значимость этого показателя во взаимоотношениях с другими странами — не могли не признавать. И уже есть, хоть и несовершенные механизмы для воплощения этого кредо в жизнь. В деятельности ОБСЕ проблема взаимоотношений государства и граждан, проблема соблюдения прав человека каждым государством, входящим в это сообщество, стала ключевой, оттеснив все остальные на задний план. При строительстве Европейского союза был предусмотрен специальный орган — Совет Европы _ который сосредоточен на защите и укреплении ценностей, заложенных в Европейской конвенции по правам и свободам, впервые про возглашенных во ВДПЧ. Для соблюдения конвенции был создан такой механизм как Европейский суд по правам человека. Политическая культура стран Европейского союза заметно продвинулась к идеалам ВДПЧ.

В нашей стране, поколение, вступившее в жизнь в 80-е годы, тоже сделало заявку на воплощение в жизнь этих идеалов.

"Мы хотим перемен" пел Виктор Цой и молодежь его восторженно поддерживала. Встрепенулись шестидесятники. На многотысячные митинги и демонстрации в 1988 — 1989 — 1990 годах выходили люди всех поколений. Вспомните рабочие забастовки 1989-1990 годов. Вспомните студенческие дискуссионные клубы тех лет, клубы избирателей, народные фронты и самых разных неформалов — от рок-музыкантов до "Московской трибуны".

Наиболее отчетливо влияние диссидентов-правозащитников и их последователей проявилось в первых двух главах Конституции РФ, принятой В 1993 году. Эта конституция провозгласила, что человек, его права и свободы являются важнейшей ценностью. Увы, в реальной жизни эти постулаты конституции нарушаются постоянно, в массовых масштабах и очень грубо. Но в наши дни крот истории роет гораздо быстрее, чем прежде. 2008 год может стать знаковым для всего мира. Ведь опять американцы почуяли необходимость изменений в нынешнем порядке мироздания в том же направлении, которое обозначено во ВДПЧ, — выборы триумфально выиграл Барак Обама. "We can do it" (Мы способны на это) решили американские избиратели. Речь идет не о переделке однополярного мира в многополярный, это игры политиков. Речь идет о действительном воплощении в жизнь кредо ВДПЧ "государство для человека".

Мы сейчас не отделены, как это было прежде, от остального мира. Нынешний финансовый и экономический кризис у нас вызван не столько экономическими, сколько политическими причинами — неэффективностью управления. Наше руководство опирается на бюрократию и силовиков, но не на гражданское общество. Между властью и гражданами лежит пропасть. Ни мнения граждан, ни их интересы власть не учитывает. Для XXI века такие методы руководства — анахронизм, который усугубляет отставание страны в экономическом плане, толкает Россию к политической изоляции в современном мире.

Нынешнее поколение не выдвинуло новых ценностей помимо кредо "государство для человека". Значит, за продвижение этого кредо будет бороться и нынешнее поколение и последующие. И они довершат то, что не успели сделать поколения 60-х-80-х годов.



  • Конференция, посвященная 60-летию Всеобщей Декларации прав человека.
  • Людмила Алексеева. О ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Тезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.
  • Сергей Ковалев. Тезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.
  • Лев Пономарёв. Роль гражданского общества в условиях имитационной демократии и экономического кризиса. Тезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.
  • Светлана Исаева. Катастрофа с правами человека в Дагестане. Тезисы выступления на конференции российских правозащитных организаций, посвященной 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.
  • Аудиозапись конференции : 60 лет Всеобщей декларации прав человека.





  •                     







    © 2001 - 2012 Sakharov Museum. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт www.sakharov-center.ru (hyperlink) обязательна.